Культура бонсай созрела в недрах японской культуры, переняв множество традиционных технологий выращивания растений. Говорят, что некоторым из них – несколько сотен лет. Но, возможно, они столь же древние, как и сам бонсай.
Бонсай, как правило, начинают заниматься люди, которые прошли некоторую школу работы с растениями. Они получают агрономическое образование, занимаются садоводством или выращиванием растений дома. Обычно этот интерес возникает в молодом возрасте. Таких людей всегда окружают растения. Бонсай, кактусы и суккуленты, фиалки, садовые розы или аквариумные растения – это эстетика, которая особенно увлекает на каком-то этапе и может продлиться многие годы. Успех зависит от времени, которое посвящено занятиям, и условий, которыми располагает увлеченный человек. Если увлечение настолько сильно, что может превратиться практически в профессию, многие меняют ради этого образ жизни, переезжая в другую страну, покупая дом или бизнес.
Но все-таки большинство из тех, кто принимает эстетику бонсай, пытается сочетать этот интерес с привычным образом жизни. Отсюда, например, в свое время возникло понятие «комнатный бонсай», включающий в себя работу с тропическими и субтропическими деревьями. Кто-то пытается сочетать занятия бонсай с любовью к аквариумистике. Некоторые удовлетворяют свою страсть, формируя деревья на дачных участках. Кто-то просто называет «бонсай» все растения, посаженные в крошечные горшочки. А кто-то придумал интерьерные аксессуары из стабилизированного мха, пластика, проволоки и бисера.
По легенде бонсай (пэньцзин) родился потому, что император Китая захотел обозреть все богатства страны в одном месте, для чего «пейзажи» в созданном для него макете уменьшили, уменьшая потом и размеры высаживаемых в него деревьев.
В Японии бонсай («хати-но-ки») развивался успешнее всего в районе Эдо (Токио), быстро растущего города, куда съезжались представители разных районов страны. Тесный город не предполагал обширных садов, поэтому маленький бонсай заменял уголок природы, который был досягаем в круговороте дня. И не всегда это было именно дерево. А там, где все же были сады – собирались обширные коллекции самых разных растений.
Погружаясь в эту эпоху, можно прочитать об императорском бонсай – громадных деревьях, которые, должны были символизировать мощь, красоту и богатство страны. А на старинных фото увидеть в руках юной гейши крошечный бонсай из трав, который украшает ее комнату. Культура, продвигаемая императором Мейдзи в конце XIX века, проникала во все слои общества, и люди, которые не могли себе позволить дорогие горшки, растили свои бонсай, например, в раковинах моллюсков. Размещение композиций бонсай на куске коры или плоском камне, вероятно, тоже берет начало в те времена.
Но были и другие «технологии» недорогого «бонсай». Некоторые сохранились в Японии до недавнего времени и сейчас становятся известны всему миру. Например, завернутый в мох земляной шарик, в который посажено небольшое растение не требовал керамики. Он мог быть подвешен в воздухе или просто лежать на камне. Мы знаем эту технику как кокедама (苔玉, «моховой шар», «бонсай бедняка»). Кокедама пригодна для выращивания любых декоративных растений небольшого размера, в том числе деревьев. Эта техника в мире становится сейчас очень популярной сама по себе.
Современным продолжением кокедама стала идея сформировать «кочку» из подходящих растений и грунтов и погрузить ее в аквариум. Автор концепции «природный аквариума» (nature aquarium) Такаси Амано (Takashi Amano, Япония) придумал новое направление в дизайне аквариума и зарегистрировал торговую марку вабикуса. В вабикуса высота уровня воды над «кочкой» не имеет значения. Растения, используемые в этой технологии, одинаково хорошо растут как над поверхностью воды, так и погруженные в нее. Автор вабикуса призывает изучать природу окружающего мира и воссоздавать ее в своем аквариуме. Создавая бонсай, мы также стараемся постичь его природу и воспроизвести образ взрослого дерева. Подхваченная многими аквариумистами и любителями домашней экзотики всего мира, эта идея находит самое разное воплощение.
В период своего становления бонсай развивался очень разными путями. Недаром сейчас зафиксировано столько стилей, а также признанных и поименованных размеров бонсай. Например, можно говорить об особом стиле бонсай – Буджинги, созданном приверженцами живописной школы Нанга («литературная живопись»).
Но, закрепившись в своем статусе, культура бонсай определила четкие требования ко многим сторонам этой деятельности, в частности к экспозиции деревьев во время выставок. Не нужно забывать, что под словом бонсай мы понимаем не только дерево, сформированное особым образом, но и все, что связано, в том числе, с культурой его демонстрации. Показ композиции бонсай в стиле токономы – специальной ниши в стене японского дома - предполагает размещение определенным образом нескольких элементов: главного дерева, свитка и дополнительного или акцентного растения, которое несет большую смысловую нагрузку, позволяя масштабировать и «читать» смысл всего так называемого «дисплея» экспозиции.
Речь идет о похожих композициях: более известной кусамоно (kusamono) и редко называемой шитакуса (shitakusa). Во время демонстрации бонсай – это дополнительные растения, поэтому они вместе с контейнером должны быть не «ярче», чем само дерево. Обе эти разновидности бонсай нужны, чтобы подчеркнуть два момента экспозиции – время года, когда демонстрируется основное дерево и местность его произрастания: «лесная подстилка» может обозначаться мхами или папоротниками, а бонсай, изображающий дерево на равнине, иметь в паре дополнение из трав.
Отсюда вытекает важность таких растений. В культуре бонсай им также нашлись названия и определена некоторая роль. Значит, по сути это тоже – часть этой культуры.
Однако, между кусамоно и шикатуса есть существенная разница – шикатуса, как правило, создается из отдельных трав и является обязательным дополнением к бонсай. Плошки для шикатуса подбираются как можно мельче. Кусамоно может состоять из нескольких видов растений, быть достаточно высокими. Кусамоно часто сами являются главным растением в композиции. Кроме того, помимо трав в кусамоно могут входить кустарники и небольшие деревья.
Сегодня кусамоно и шикатуса – это самостоятельная часть занятий бонсай. Многие специализируются на их создании. Российский Бонсай клуб подробно рассказал об этом искусстве в статье «Кусамоно или Шитакуса?»
Определив для себя, что такое бонсай, вы, вероятно, захотите попробовать свои силы хотя бы на одном древесном растении. Ваш успех зависит от терпения и желания увидеть своего питомца похожим на взрослое дерево. Каких бы успехов вы не достигли – ничто не мешает вам остаться в рамках культуры бонсай, выращивая другие растения. Рассмотрите возможность создавать кокедама, кусамоно или шикатуса.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.
Смотрите на канале:
«Эстетика бонсай» ВКонтакте
#эстетика_бонсай #бонсай #кокедама #увлечения #культура