Найти в Дзене
Немного, о разном.

ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ ВПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА

Функции датчика Датчик давления впускного коллектора, также известный как датчик MAP (от английского «Manifold Absolute Pressure», абсолютное давление в коллекторе), используется совместно с потенциометром дроссельной заслонки для расчета массы всасываемого воздуха нетурбированных бензиновых двигателей. (Рисунок 1). В нижнем диапазоне нагрузки давление впускного коллектора оказывает большое влияние на вычисляемую массу; при высоких нагрузках на двигатель величину массы воздуха определяет угол открытия дроссельной заслонки. В турбированных двигателях (дизельных и бензиновых) датчик главным образом используется для управления системой турбонаддува. Поэтому его часто называют датчиком давления наддува. В турбированных бензиновых двигателях часто одновременно используются датчик давления наддува до дроссельной заслонки и датчик давления впускного коллектора после дроссельной заслонки. Конструкция датчика давления Датчики имеют принципиально схожую конструкцию. Производится только под

Функции датчика

Датчик давления впускного коллектора, также известный как датчик MAP (от английского «Manifold Absolute Pressure», абсолютное давление в коллекторе), используется совместно с потенциометром дроссельной заслонки для расчета массы всасываемого воздуха нетурбированных бензиновых двигателей. (Рисунок 1). В нижнем диапазоне нагрузки давление впускного коллектора оказывает большое влияние на вычисляемую массу; при высоких нагрузках на двигатель величину массы воздуха определяет угол открытия дроссельной заслонки. В турбированных двигателях (дизельных и бензиновых) датчик главным образом используется для управления системой турбонаддува. Поэтому его часто называют датчиком давления наддува. В турбированных бензиновых двигателях часто одновременно используются датчик давления наддува до дроссельной заслонки и датчик давления впускного коллектора после дроссельной заслонки.

Изображение 1: Датчик давления впускного коллектора бензинового двигателя.  Стрелка указы-вает на заслонку
Изображение 1: Датчик давления впускного коллектора бензинового двигателя. Стрелка указы-вает на заслонку

Конструкция датчика давления

Датчики имеют принципиально схожую конструкцию. Производится только подстройка диапазона измерений датчиков в соответствии с назначением. Внутри датчика установлена диафрагма, которая изгибается в зависимости от прилагаемого давления. К ней прикреплен тензодатчик, который растягивается или сжимается при изгибе. Электрическое сопротивление тензодатчиков изменяется во время растяжения. Изменения сопротивления обрабатываются электроникой датчика, и соответствующий сигнал отправляется на блок управления. Датчик давления имеет 3 электрических контакта (рис. 1). Первый контакт получает питающее напряжение 5 В, второй контакт выдает сигнальное напряжение, которое обычно имеет значение 0,2-4,8 В. Третий контакт – это сигнальное заземление. При наличии четвертого контакта дополнительно измеряется температура всасываемого воздуха с помощью NTC-термистора.Такие датчики иногда называют датчиками TMAP. К сожалению, назначение контактов датчиков не стандартизировано. Поэтому необходимо соблюдать назначение, указанное в документации производителя автомобиля или определенное при самостоятельном проведении измерений, описываемых в следующем разделе.

Возможные ошибки и их последствия

Отказ электрики датчика давления впускного коллектора

Клиент жалуется на рывки в диапазоне неполной нагрузки бензиновых двигателей без турбонаддува и потерю мощности на турбированных двигателях.Возможные причины – отсутствие напряжения питания, обрыв кабеля, неисправные соединители или отказ электроники датчика. Блок управления обнаруживает неисправность и сохраняет в память неисправностей. Частые сообщения об ошибке: «Сигнал давления впускного коллектора или давления наддува неправдоподобный», «слишком низкий» или «слишком высокий». Блок управления пытается выдать аварийные ходовые параметры с подменными значениями. Расчетные значения отображаются в перечне данных диагностического устройства. Перед заменой датчика убедитесь в наличии напряжения (заданная величина - 5 В) и отсутствии обрывов линии к блоку управления и замыкания на массу. Схема соединений помогает выполнить электрические измерения датчика давления впускного коллектора.

Изображение 2: Измерение сигнального напряжения на датчике давления впускного коллектора
бензинового двигателя без турбонаддува. При
давлении вакуума -0,6 бар (абсолютное 0,4 бар) 
сигнальное напряжение составит 1,21 В
Изображение 2: Измерение сигнального напряжения на датчике давления впускного коллектора бензинового двигателя без турбонаддува. При давлении вакуума -0,6 бар (абсолютное 0,4 бар) сигнальное напряжение составит 1,21 В

Определение контактов без схемы соединений

Если назначение контактов датчика неизвестно, выполните следующее: Подключите вольтметр к минусовой клемме аккумулятора и одному из трех контактов датчика (с подключенным патрубком) и включите зажигание. Измеряйте напряжение на всех контактах датчика по очереди. Контакт с напряжением 5 В служит для питания датчика. Напряжение ниже 0,1 В указывает на сигнальное заземление. Значение между 0,2 и 4,8 В присутствует на контакте сигнального напряжения (рисунок 2 и 3). У датчика MAP, выполняющего дополнительный замер температуры всасываемого воздуха, контакты температуры и давления можно различить, изменяя давление и/или температуру.

Изображение 3: Измерение сигнального напряжения на датчике давления наддува турбированного
двигателя при избытке давления 0,9 бар (абсолютное
1,9 бар). Сигнальное напряжение составляет 3,84
Изображение 3: Измерение сигнального напряжения на датчике давления наддува турбированного двигателя при избытке давления 0,9 бар (абсолютное 1,9 бар). Сигнальное напряжение составляет 3,84

Типичные значения выходного сигнала

В большинстве случаев датчики давления выдают аналоговый сигнал напряжения. Более новые датчики выдают так называемый частотно-модулированный сигнал. Частота такого сигнала повышается вместе с давлением. Для проверки такого сигнала необходимо иметь измеритель частоты или, что лучше, осциллограф. Точные заданные значения для конкретных типов можно найти в документации производителя автомобиля. Учитывайте, указано ли абсолютное или относительное давление для заданных значений. Шкала абсолютных давлений начинается от абсолютного вакуума и величины 0 бар. Атмосферному давлению соответствует величина 1,0 бар. Относительное давление при атмосферном давлении составляет 0 бар. Значения ниже атмосферного давления имеют знак минус. Абсолютному вакууму соответствует величина -1,0 бар. Значения выше атмосферного давления имеют знак плюс. Большинство производителей указывают давление как абсолютное давление в паскалях (Па), гектопаскалях (гПа) или килопаскалях (кПа). 1 гПа соответствует одному миллибару (мбар). Если перенести десятичную запятую на две цифры влево в значении в кПа, получится значение в барах. Так, 120 кПа соответствует 1,2 бар. Стандартные тензодатчики выдают относительное давление в барах (см. рисунок 4)

Неверно измеренные значения датчика давления впускного коллектора Неверно измеренные значения датчика давления впускного коллектора не обязательно приводят к сохранению кода ошибки в памяти ошибок. Если ошибка измерения лежит в допустимых пределах самодиагностики, средства самодиагностики также могут сообщить о неисправности другого компонента, например, потенциометра дроссельной заслонки или слишком бедной смеси. Если есть вероятность, что датчик давления наддува выдает неточные значения измерений, быстрее всего его можно проверить с помощью перечня данных блока диагностики и ручного нагнетательного насоса (рис. 4). Найдите давление во всасывающем патрубке в перечне данных и подключите ручной насос к датчику давления (рис. 4). Значения перечня данных во всем диапазоне измерений датчика должны соответствовать положительному или отрицательному давлению, которое создается с помощью ручного насоса.

Изображение 4: Проверка датчика давления наддува с помощью нагнетательного ручного насоса и перечня данных. Если также в перечне
данных самодиагностики выводится относительное давление 0,6 бар или
абсолютное давление 1,6 бар, датчик функционирует нормально
Изображение 4: Проверка датчика давления наддува с помощью нагнетательного ручного насоса и перечня данных. Если также в перечне данных самодиагностики выводится относительное давление 0,6 бар или абсолютное давление 1,6 бар, датчик функционирует нормально

Примечание: Некоторые блоки управления отслеживают правдоподобность измеренных значений при остановленном двигателе и включенном зажигании. Если измеренные значения слишком сильно отличаются от атмосферного давления при остановленном двигателе (как, например, при тестировании с помощью нагнетательного насоса), будет выведено сообщение об ошибке, и выводится фиксированное аварийное ходовое значение. В таком случае необходимо проверять значения давления с помощью измерения напряжения.

Ошибка давления впускного коллектора при исправных датчиках давления

У двигателей с искровым зажиганием без турбонаддува давление на холостом ходу должно иметь значение от 400 до 500 мбар абсолютного (или от -600 до -500 мбар относительного). При полностью нажатой педали акселератора давление должно иметь значение от 900 до 1000 мбар абсолютное или -100 мбар относительное к атмосферному давлению. Приведенные значения служат в качестве ориентира. Перед принятием решений по ремонту ознакомьтесь с контрольными значениями производителя автомобиля. При негерметичности впускного коллектора давление имеет повышенные значения, в особенности, на холостом ходу и в диапазоне неполной нагрузки. В зависимости от расположения утечки смесь становится слишком бедной или богатой. В таком случае осмотрите весь впускной коллектор в поисках места нарушения герметичности, распыляя на него подходящую жидкость (соблюдайте технику безопасности). Если тестовая жидкость попадет на место утечки, двигатель отреагирует неровной работой. Распространены проблемы в прокладках впускного коллектора, вакуумных магистралях и тормозном усилителе. Многие производители обеспечили пневматическое демпфирование для датчиков давления, которые подключаются к впускному коллектору с помощью шланга (см. рис 1). Такое демпфирование обеспечивается заслонкой (которая может иметь откалиброванное отверстие в соединительном патрубке) и объема соединительного шланга. При изменении демпфирования блок управления рассчитывает неверные средние значения для давления впускного патрубка. При замене соединительного шланга проверьте функционирование заслонки и используйте шланг той же длины и внутреннего диаметра. В турбированных двигателях слишком низкое давления наддува приводит к потерям мощности. Если датчик давления наддува функционирует нормально, проследите за прохождением всасываемого воздуха через двигатель и проверьте воздушный фильтр, турбонагнетатель, воздушные магистрали, охладитель наддувочного воздуха, систему рециркуляции отработавших газов и сажевый фильтр, при его наличии.