Найти тему
Эдуард Горб

Законы от Бога. С 7-го по 15-ый. То, чему меня научила Библия. Часть 32.

Законы объявленные.

С Седьмого по Пятнадцатый включительно.

То, чему меня научила Библия. Часть 32.

7. В седьмом Своём законе Бог говорит, что ссориться и драться - не хорошо, а если уж без этого никак, то меру нужно знать: «Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его».

Драка допустима, только если ссора другим путём не угасает. Но, если уж не удалось избежать боя, то сразу после него не надо торопиться с расправой над победителем. Нужно подождать, а вдруг упавший слёг временно и через какое-то время сможет встать и выходить из дома с палкой. Вот. Победитель должен молиться за побеждённого Богу, чтобы Он помог ему встать и пойти. И можно смело надеяться, что эта молитва будет искренней, ибо победитель тоже хочет жить. Побеждённый, если он не умалишённый, тоже будет молиться Богу, по-сути о том же, чтобы исцелиться и восстановиться. То есть сразу после драки, оба драчуна, имевшие до драки разные интересы и цели, стали иметь один интерес о здоровье побеждённого, и оба об этом просят одного и того же Бога. «А где двое собрались во имя Моё, там и Я среди них» - примерно так говорит Христос. Так, через ссору и драку, люди становятся братьями во Христе. У меня в жизни так иной раз бывало, когда через ссоры и драки я обретал себе друзей. Так, что ссоры и драки не только вредны, но и полезны. Всё в этом мире к нашей пользе, нужно только научиться всем пользоваться с умом. А высшая мудрость в том, чтобы всем распоряжаться, владеть и пользоваться, не так как ты хочешь, а так, как Бог на душу положит. Тогда всем хорошо. Так пусть же уже положит и поможет!

8. Жизнь разных по предназначению людей у Бога имеет разную ценность. Тому же Он учит Своих людей. Господь говорит: «А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро».

Своих рабов и служанок дозволяется бить. Про чужих ни слова. Свой круг. Хозяин дома - собственник всех домочадцев и всего имущества движимого и недвижимого. Рабы и служанки для их господина имеют ценность серебра, не более. Бог признаёт мирное сосуществование людей господ и людей рабов, причём вчерашний господин завтра сам может стать рабом. Иной раз даже рабом своего раба. А вчерашний пастух овец - царём. В жизни человека всё может измениться в одночасье. А вот законы Божии изменяемы во времени или как? У меня жизнь в одно мгновение разделилась на «до» и «после», после того, как единственный сын услышал призыв главнокомандующего и принял решение защищать свою семью, нас и Родину на войне с сатаной и его свиньями, козлами и прочими нечистыми погаными скотами. Все ранее существовавшие жизненные цели, интересы, мольбы слились в одно прошение к Господу: чтобы Бог мой помог моему сыну как можно скорее благополучно вернуться к нам с победой живым и невредимым и наступило бы победителей время благоприятное. Всё остальное мгновенно стало не нужным. Он вернётся другим. Не таким, как уходил. И мир будет другим. Но каждый в своей жизни будет для кого-то хозяином, для кого-то командиром, кому-то солдатом, а кому-то и рабом. На Престоле Небесном восседает Бог, ниже - Его помазанник - царь, на следующих ступенях - поставленные царём командиры, и так дальше по своим ступеням располагаются все остальные солдаты, подчинённые каждый своему непосредственному начальнику. Иерархия от Бога до раба раба. По светским законам раб моего раба не мой раб. Человек часто сам себе раб, и сам себе господин. Духовный, душевный и плотский человек. Три в одном. Духовный - это тот Бог, что внутри тебя. Душевный - это господин добра. И плотский - раб господина. Это иерархия от Бога. От такого человека исходит благоухание и радость. Например, таковые есть: человек Иисус Христос, Иоанн Богослов, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Фёдор Ушаков, Лука Крымский, Антоний Сурожский... Да такие люди были и есть, наверное, и ныне… Если же наоборот, то это иерархия сатаны. В угоду надутому гордыней пузу душа задыхается отсутствием добра, что делает дух нечистым и смрадным. От такого человека несёт зловонием, падалью и мерзостью, независимо от того в каком статусе он находится: царя, господина или раба. А в отношениях с Богом мы все рабы, как дети малые во власти Отца. Вырастая, мы стараемся обрести себя, стремимся стать самими собой, как Отец. Своих отцов по крови и плоти многие дети по своим человеческим качествам даже перерастают, только до Отца Небесного дотянуться никак не выходит, ибо даже Его Сын безусловно и безоговорочно признаёт приоритет Отца. Война расставит новые приоритеты, всех и вся по своим местам. В мирное время люди умничают и так смело всё смешивают добро со злом в одном, что не сразу и "разберёшь, плох он или хорош". Война всё упрощает до состояния своих и чужих. Разбираться в тонкостях душевного устройства на войне некогда. Своих, тех кто с нами, не бросаем, чужих, кто не с нами, убиваем до тех пор, пока не наступит победа. Вот пришла победа, а врагов недобитых какое-то количество осталось? Если их всех не добить, то возникает вопрос: чем они лучше, тех кого уже убили? Мгновение назад до победы их убийство было добром, а теперь стало злом? А что за это мгновение изменилось в мире, лежащем по слову Иоанна Богослова, во зле? Всё или ничего? На самом деле изменилось всё, ибо Бог решил положить конец войне. Бог начинает войны, Он же их и прекращает. Мой сын ныне воюет на стороне Бога против войск сатаны. Это противостояние вечное, и война между ними тоже, просто некоторым народам Бог иногда даёт почивать в относительном мире, ибо абсолютного мира не было, нет и не будет никогда до второго пришествия Христа, который Своим принесёт блаженство радостного духовного творчества в состоянии душевного упокоенного куража, а чужим плач и скрежет зубов. Но Бог повелевает нам помнить всегда, что раб в Его глазах существенно менее ценен нежели господин. Так что, если имеешь возможность быть господином сам себе - будь им и бди, чтобы не очутиться рабом. Будь Богу любимым рабом, самому себе добрым господином, а своим ближним хорошим царём. И радуйся, ничего не боясь! Бог с тобой!

9. Девятый закон, наверное, самый известный и самый применимый, ибо люди дерутся часто. Бог говорит так: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

Трудно, конечно, понять зачем беременной женщине участвовать в драках и почему выкидыш за причинение вреда не считается. Зачем эти люди, избранники Божие, дрались вообще друг с другом? Надо ли это понимать так, что принадлежность к Богом избранному народу, не прибавляет ни ума, ни совести, ни доброты? Закон направлен на обуздание более сильного и умелого драчуна. Пропадает сам смысл победы в драке, потому что тот вред, что ты причинил сопернику к тебе возвращается. Зачем тогда и начинать? Единственный шанс напугать противника до драки так, чтобы он сдался сам и сделал то, что ты от него хочешь. Про испугавшихся в законе речи нет, трусы не находятся под защитой Господа. Боязливые никому не нужны. Бог как бы говорит маловерам: "Раз ты боишься и говоришь, что утонешь, так и тони“! Кто бздит, тот тонет. До драки есть прямой смысл кулаками махать, жути кошмарной нагонять, пужать изо всех сил... А после драки нету уже никакого резону, если уж не хватило ума уклониться от драки, то рано или чуть позднее получишь от Господа "зуб за зуб" - даже не сомневайся, ибо Бог так устроил этот мир. Миротворцы - сыны Божии, а драчуны - пасынки. Миротворение начинается с себя, когда ты внутри самого себя смог примирить, соединить в одном своём теле хотения духа, души и плоти с кровью, то это твоё первое и главное миротворение. Через дух ты в полном согласии с Богом, через душу - с друзьями, через плоть и кровь - со всем материальным миром. Бог в помощь.

10. Бог приоткрыл довольно интересный способ обретения воли для рабов и служанок. Нужно изыскать способ, чтобы спровоцировать господина на такой удар, в результате которого у раба окажется выбит зуб. Зуб за зуб. Раб для своего господина стоит примерно цену хозяйского зуба. Если правильно подсуетиться с больным зубом, то можно и больного зуба лишиться, и волю обрести, ибо десятый закон Божий гласит: «Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб». Объявлено «пусть отпустит» - это повеление. Если раб не хочет быть отпущенным на волю, его никто не спрашивает. Этот же закон дозволяет господину, который по каким-то причинам желает избавиться от раба, просто повредить ему глаз или выбить зуб, и на этом основании отпустить. Общий дух этого закона дует в сторону того, что если уж дело дошло в отношениях хозяина и раба до членовредительства, то пора расставаться без сожаления. Первому не держать, второму – не держаться. На свете Божием много рабов и господ, каждый может себе найти по нраву. Раб и господин – это для человека или временное стечение обстоятельств, или состояние духа. Многие господа - рабы своих грехов. Господь предупреждал Каина: «а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». И у Каина, и у абсолютного большинства людей, не получается господствовать над грехом, ибо легче быть рабом греха, чем делать добро и получать плату злом. И всё-таки человеку нужно стремиться вокруг себя создавать среду благоприятную, окружение дружеское, а от тех и того, что не по нраву желательно избавляться и отпускать от себя то, что представляется тебе злом или неприемлемым для тебя добром в чьём-то представлении. У меня нет опыта общения со служанками или рабами, в наше время каким-то приближенным аналогом этих отношений среди взрослых людей выступают служебные отношения в армии и совсем далёким аналогом - трудовые отношения между работником и работодателем. И там и сям, чем больше ты хочешь получить благ от своего непосредственного начальника, тем в большее рабство попадаешь, набивая себе цену преданностью и беспрекословностью подчинения.

Не вдаваясь в подробности отношений понятно, что для Бога есть два вида людей: господин и его раб. Этот и все прочие Законы адресованы господину. Господин подчинён закону, а раб господину. Ключ к пониманию - "пусть отпустит". Не угодно Господу насильственное сохранение сообществ, в которых господа бьют своих рабов. Отношения должны строиться на добром сотрудничестве, на добровольном подчинении воли раба воле господина, а воли господина воле Господа, то есть Закону Божиему. Всё-таки раб сначала подчинён воле господина, и только через волю господина воле Бога. Такой подход исключает конфликт, порождаемый наличием устава в армии или конституции и множества законов в гражданском обществе, когда и господин, и раб имеют, якобы, один закон для обоих. Такое притворство даром не проходит, ибо как любая ложь, оно исходит от отца лжи. Если солдат вынужден насильно подчиняться тупому и злобному командиру, то ничего хорошего из этого не получается. Очень показательны в этом отношении реакция Христа на слова воинского начальника о том, что в случае добровольного подчинения то, что он говорит, то его подчинённые и делают. А раз Христу починены все и всё, то достаточно Ему сказать слово, и всё будет так, как Он сказал. Когда закон светский не соответствует Духу Закона Божиего то, как бы он не прикрывался масками демократии, либерализма, гуманизма, толерантности и, прости Господи, транспарентности, он притворен и вреден для людей, но полезен для сатаны. Про равноправие - это его тема сатанинская. Бог создал мир таким, что каждому - своё в своё время в угодном Богу месте. Не иначе.

11. Хозяин, он же господин, он же домовладелец, он же воинский начальник кроме полномочий, которые даёт иго собственника несёт на себе соответствующие правам бремена обязанностей и непрерывного бдения о пользе подчиненных его воле тварей Божиих. Так одиннадцатый Закон гласит: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает,- по сему же закону поступать с ним».

Нечистый дух может вселиться в вола, или в иную тварь хозяина, и без ведома, и против его воли. Этот процесс хозяину не подвластен, но хозяин в ответе перед Богом и перед народом за то, что своевременно не обнаружил вселение беса и не изгнал его. Не давай греху, то есть бесу, господствовать над тобой и твоими тварями, изгоняй его долой. Изгоняй постом и молитвою, как учит Христос. Кому много полномочий дано, с того много и спросится. За недосмотр - смерть. «Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь» вола на свою шею. Если домовладелец не постится и не молится, то он не может изгнать бесов из своих домочадцев, что порождает большие риски, не дай Бог в случае чего… Каждый человек, стремящийся исполнить заповеди Божии о прилеплении к своей жене, о том, чтобы плодиться, размножаться и быть владыкой на земле, конечно, в свой срок становится для кого-то хозяином, ответственным за «своих волов». Даже у тех, кто стремится не исполнить этих заповедей и дезертировать в монастырь, не получается абсолютно выскользнуть из системы хозяин-наставник с волами-послушниками молотящими. Если вол не слышит слово хозяина и не исполняет его, а хозяин не исправил это неприемлемое положение в отношениях сторон, что привело к смерти другого человека, то смерть достойная награда и хозяину, и волу. И мясо вола нельзя есть, ибо из него не был изгнан бес. Если такой вол забодал насмерть сына хозяина, то жена хозяина остается и без мужа, и без сына. Это наказание жене страшнее смерти? Думаю, что - да. И это говорит о роли жены хозяина в деле надлежащего воспитания всех его домочадцев, включая скотов. Муж и жена - одна плоть. Они вместе отвечают за мир в своём семейном мирке и за мир в отношениях с остальными семьями рода, патриарх рода в свою очередь… и таки далее через царей до Самого Бога, который как Творец отвечает за всё и за всех. И Он уже ответил, послав в мир Своего Сына, как Царя царей ответить своей человеческой смертью за грехи всех человеков. Теперь дело за нами, мы имеем Богом дарованную нам возможность выстроить с женой, в семье, в роде, в народе и между народами отношения мира, сотрудничества, доверия, согласия и любви когда Христос говорит: «Мир всем», но не пользуемся ею и в качестве главных ценностей выдвигаем тошнотворно тупые спутники гордости: соревнование, соперничество, конкуренцию, неизбежно влекущие враждебность, ненависть и войны. Мы потому не верим друг другу, что не верим Богу. А кто говорит, что верит – лукавит, ибо в действительности сам не верит тому, что говорит. Первый, кто по-настоящему поверит, сотворит чудеса большие, нежели творил Иисус. А за ним, глядишь, по простоте душевной люди потянутся и…процесс пойдёт. Я много читал жития святых, в том числе про их чудеса, но они написаны настолько приторным языком, что не то, что поверить им, дочитать до конца без протеста ума до неприятия текста требуется терпение не меньшее, чем у тех святых, кому они посвящены. Образность образностью, гиперболы гиперболами, но надобно знать меру и чувствовать гармонию, иначе эти жития оказывают сатанинское воздействие. Ты начинаешь искать подобное, а его и близко нет, и это вызывает, к сожалению, не только раздражение… Когда сравниваешь прямую речь Христа, изложенную в Евангелиях, с Посланиями апостола Павла, понимаешь разницу между Мыслью и Словом Сына Бога Живаго и мыслью и словом мудрого, образованного, многоопытного, но всё же человека. Но за тем, что он написал видно богопознание живого, доброго человека, а не такого святого, как описывают многие жития. Человек и тем более всё человечество (мы же помним – зачёт по последнему, кто услышит голос Христа и примкнёт к Его стаду) идёт к святости постепенно, не торопясь…Торопиться некуда и незачем – впереди – вечность. Поэтому, сначала учимся быть пастухом ловцом-овец, потом волов, потом человеков…

12. Не каждая бодливая корова подвергает своего хозяина смертельному риску. Сама может стать потерпевшей. Так двенадцатый закон Божий устанавливает: «Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями».

Вол, побитый камнями, представляет из себя большую говяжью отбивную. Запрета не есть мясо такого вола в случае с рабом нет. Господин раба получает вместо забоданного раба серебро, хозяин вола – того же вола на мясо, и только вол с рабом получают смерть. Тридцать сиклей серебра – столько же стоил в те времена обычный не породистый осёл. И раб ценился не более осла. Такой же ценой удовлетворился Иуда за предательство Христа. Цену за раба назначил Бог. Люди осла оценивали в ту же сумму. Христос на осле въехал в Иерусалим. Высшее олицетворение Раба Божиего на рабе рабов человеческих, при этом люди дали за них одинаковую цену. Невместимо. Какое сообщение Бог передал Своему народу этим законом, какие качества Он хотел в них применением этого закона воспитать? Раб не является мужчиной, а раба – женщиной. Как ныне стало модно говорить - это другое. Мужчина может стать рабом, раб может стать мужчиной, но быть одновременно и рабом, и мужчиной в глазах Божиих не получается. Или – или. Любой раб не стоит больше другого, кто бы он ни был и чей бы он ни был, все рабы со всех сторон одинаковые и имеют одинаковую стоимость. Это означает, что в глазах Бога раб не является личностью, все – одинаковые, равные, равноправные. Вот оказывается, где применяется равноправие и прочее равенство – в обществе рабов, среди рабов. Вот тебе и коммунизм, вот тебе и общество равных прав и возможностей – это там, где все рабы и нет ни одного не раба. В глазах Бога все рабы - одно и то же. По мнению господ и самих рабов все рабы разные и имеют разную потребительскую стоимость. И с этим не поспоришь, пока твоего раба не забодал вол. Убитые - одинаковые. Дух и душа отошли к Господу, осталось никому не нужное тело, ибо тем, кому Бог захочет воскресить тела, Он их воскресит, так же как и создавал - опосредовано из земли, а первично - из ничего, кроме Себя Самого. Итак, с быками шутки плохи. За ними глаз да глаз нужен. То ли рабов на улицу не отпускать, то ли волов на короткий поводок сажать.

13. Люди склонны копаться в земле, ибо их плоть из неё сотворена. Да и сам по себе процесс копания влечёт к себе доступной возможностью копаться везде и всегда. Если негде вовне и нет лопаты, то можно копаться в себе и даже докопаться до Бога, который внутрь нас есть, по слову Христову. Этот процесс бесконечен, как сама жизнь, та, которая с Богом, а не та, которая с сатаной. Но большинство людей любят копаться не в себе, не в земле (хотя таких искателей хватает), а в душах или в грязном белье своих ближних. Господь на эту тему объявил Своим тринадцатый закон: «Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его».

Раскрыть чужую яму так же опасно, как выкопать свою и не покрыть её. Кто общался с быками и ослами, тот знает, что они не наступят на место, под которым есть покрытая яма, и уж тем более сами не упадут в яму не покрытую. Они чувствует зыбкость почвы под ногами, чего не чувствуют люди. Тем не менее рытьё ям, старый способ ловли зверей: волков, тигров, людей. Замечу - хищных, а не мирных тварей. Хищники в погоне за добычей не имеют страха и они все не чистые животные, а вот среди миролюбивых травоядных почти все чистые, осторожные, кроме всеядных свиней. Мирные животные тоже иногда попадали в ямы, но только, если их туда загоняли или они уходили от погони хищника. Не одни, так другие хищники съедят. Потому и должен хозяин ямы заплатить, что сам по себе по своей доброй воле ни вол, ни осёл в яму не упадут без умысла хозяина ямы. Ему и труп – что хотел, то и получил. Хозяин осла – серебро, осёл – смерть, хозяин ямы – труп осла некошерного. В любом случае не контролируемая хозяином яма, в которую кто-то может упасть, порождает для её хозяина и его окружения проблемы. Относительно безопасно для других можно копаться в себе, погружаясь и восходя к глубинным высотам Богопознания и Себяпознания, что в каком-то смысле одно и то же. Выкопанная в себе яма тоже должна быть покрыта, чтобы в неё не упали другие ослы и волы? Мало ли кто в потёмках твоей души бродит… В том смысле, разве не для того человек роет и добывает истину, чтобы открыть её тем, кто не умеет или просто не дорылся? Быки и ослы – это те, кто не роет ямы познания, а просто ходят по поверхности мироздания? Господи, что ты имел в виду?! Вырытые и не покрытые или умышленно раскрытые ямы Богопознания и познания сотворённого Им мира представляют великую опасность ловушки не только для тех быков, ослов и людей, познанием не занимающихся, но и для тех самовозвышенных многомнящих о себе ловцов, кто их умышленно вырыл или раскрыл именно в целях улавливания. Такого примитивного ишака лицедея как Вовчик Зеленский легко поймали хищные ястребы в яму его актёрского тщеславия, а быки и ослы, живущие на территории называемой Украиной, с радостью расслабленных свиней всеядных за обещанные сребренники и пойло поставили занюханного брехуна фейкуёвого змия зелёного своим вожаком. Вот. Это оказалось опасно и крайне вредно для всех (и для хищников, и для мирножующих), потому что нарушает Закон Божий тринадцатый.

14. На Руси популярна поговорка, о том, что Бог лучше просителя знает, что ему надо, которая звучит так: «Бодливой корове Бог рог не дал». Эта поговорка очень хорошо соотносится с четырнадцатым законом Господа: «Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его [быв извещен о сем] не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его».

Волы бывают бодливые и убитые. Вол становится убитым, потому что умеет бодаться хуже бодливого. Хозяин более сильного и умелого вола его теряет в любом случае, взамен получает либо половину цены своего вола и половину туши убитого, если его вол такое совершил впервые, а хозяин не проинтуичил серьёзность намерений своего вола на смертное бодание, либо лишается своего сильного и живого вола, получая слабого и убитого целиком, если оказался недостаточно предусмотрительным. Хозяин, плохо воспитавший своих питомцев, теряет своих живых и обретает чужих мёртвых. «У неимеющего отнимется и то, что имеет». Важно вкладывать все силы своей души в воспитание своих детей, рабов, волов и прочих питомцев. Любить тех, кого приручил и за кого отвечаешь, пока отвечаешь, означает - наказывать, воспитывать, учить, контролировать, присматривать, надзирать. Привязывать насмерть, коли не уверен в послушании. Особенно опасен недосмотр и беспечность, если они у тебя сильные и бодливые. Богу угодно, чтобы ты всё делал хорошо: и плодился хорошо, и плодами делился правильно с нуждающимися ближними, и размножался в меру, и воспитал бы своих детей, рабов и прочих домочадцев добрыми тружениками, и владел бы всем своим на земле твоей мудро и гармонично. Ничего нельзя пускать на самотёк, ибо это означает, что ты, пущенное тобой на самотёк, поручаешь Богу, а Он тебя об этом не просил, и ты Его не просил тоже. Бог помогает тебе в немощи, когда ты уже окончательно выбился из сил, стараясь сделать нечто, а не тогда, когда ты из лени на это нечто и на последствия его недоделания забил. Радость и блаженство Господь рекомендует получать от творческого сотрудничества с Ним под Его руководством в деле продолжения Его домостроительства. Кураж Господь дарует только тем, кто готов сдохнуть, но добиться своей цели, и только в том случае, если ты хочешь того же, чего хочет Бог, и намерен удовлетворить ваше общее хотение так, как это угодно Ему. Иначе это не кураж, а бешенство. Бешенство бодливого вола… Бог этого не любит.

15. Кто бы что про всяких скотов не говорил, а тот, кто имел свой скот (коней, быков, баранов) знает, что свой ближе и дороже по породам такого же, но чужого. Причём отношения с конём, ближе и человечнее, чем с быком, а корова по любому роднее овцы. Так постановил Бог в своём пятнадцатом законе: «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу».

Конечно, с человеческой точки зрения кража с целью попользоваться какое-то время самому коровой и её молоком и вернуть потом бурёнку хозяину, менее наказуема, чем кража безвозвратная. Но с какой целью Господь их разделяет? Что Он этим хочет воспитать в Своём народе?

Утрата вола для хозяина причиняет ему больший вред, измеряемый в волах, нежели потеря овцы, измеряемая в овцах. В чём дело? В моральной привязанности? Посыл таков, что вол - это же ещё и друг, а овца, она и есть овца. В то объяснение, которое дают некоторые богословы, что вол по сравнению с овцой просто на порядок более крупный размер тела, поэтому Бог за вола установил пятикратный размер возмещения, а за овцу четырёхкратный, мало верится, потому, что, как по мне, так уж очень оно человеческое. Ведь красть не хорошо вообще никого, исходя из воспитания угодных Богу устремлений человеческого сердца. Мне ближе точка зрения, что кражей коня хозяину причиняются существенно более сильные нравственные страдания, нежели утратой овцы. И Бог именно это имел в виду. А украсть гуся, если верить Паниковскому, вообще чуть ли не святое дело. Хотя, конечно, воровать и грешно, и небезопасно, но об этом в следующей части книги, которая начнётся с закона шестнадцатого.