Наша жизнь на земле есть постоянная борьба. Сначала война возникает в наших мыслях, а когда уже не в силах выдержать того в уме, случается более страшное на яву.
Поодиночке нам не выстоять, мы ничего не сможем совершить во имя веры, нам нужно объединение верующих.
Святые отцы не зря говорят нам о том, что мы должны держаться все вместе и ни в коем случае не разделяться. Когда идёт разделение, тогда всё рушится.
И мы видим это в наши дни. Зная об этом, мы должны все встать на молитву и принести добрые плоды покаяния.
Старец Фаддей Витовницкий о силах зла, которые действуют на души людей, говорил так:
Мы должны бороться, поскольку мы дети падших родителей, а наши противники, умные силы, постоянно сбивают нас с правого пути. Неприятель даже малых детей учит противиться родителям. Он хорошо знает, что если дети противятся родителям, то легко управлять ими и их существом в течение всей жизни. Видите, что творят духи под небом! Поэтому мы постоянно боремся, чтобы укрепить нашу веру, а поднебесные силы постоянно будоражат наши мысли. Мы хотим быть добрыми, а духи поднебесные хотят, чтобы у нас не было ничего доброго, только одна злоба. Поэтому мы и боремся. Господь наш – Воин, наш Защитник, мы можем искать помощи у Господа, и Он нам поможет. Наша мысленная борьба не против плоти и крови, но против духов поднебесных. Апостол Павел говорит: «Добрую войну победил и веру соблюл».
Мы должны молить Господа день и ночь, чтобы Он избавил нас от всякого зла, очистил нас и дал нам силы отбросить прилоги духов злобы. Если же мы примем прилог, значит, мы с чем-то согласились, и сразу же начинается борьба, мы отказываемся от одного, а они предлагают другое, третье, четвертое. И нет нам мира, нет покоя. Тогда сердцем и умом обратимся к Господу: Господи, нет у меня силы, ничему не научился в молодости, состарился во зле, зло мое состарилось со мной, и сейчас нужно много труда вырвать и искоренить его из меня. Но Ты – сильный и могущественный, научи меня быть беззлобным, простодушным, кротким и смиренным. Даруй мне Твои Божественные качества, которыми Ты одарил Твоих ангелов и Твоих святых.
Многие говорят, что и молиться не умеют, а вот все говорят, что теперь нужно молиться. Да, не готовы мы к таким вызовам оказались. Но не нужно никого винить, нужно понуждать себя молиться. Сначала всегда мысли не дают покоя, но с опытом удается многое.
Старец говорит:
Внимание необходимо для молитвы, оно должно предшествовать молитве. Чтобы нам знать, чего просим, о чем молимся. Если мы обращаемся к человеку с полным вниманием, то как же мы должны обращаться к Господу, к Жизни своей? Мы плохо усвоили главное и уклоняемся в своих молитвах, когда читаем их на память или по книгам, но не участвуем ни сердцем, ни чувством. Читаем и не знаем, о чем читаем.
Не будем блуждать мыслями и смотреть, что делают другие, но посмотрим на то, что делаем мы, на то, что исходит от нас – утешение или осуждение, порицание или любовь. Лучше не знать, что делают другие, чтобы их не осуждать. Нужно внимать себе и своей душе. Лучше упражняться в Иисусовой молитве и исправлять свою душу и свою жизнь, чем беспокоиться о чужих делах и смотреть по сторонам.
- Чем же сегодня побеждать зло? Некоторые скажут, что "не делай добра, не получишь зла". Это такой девиз тех, кто настроен против православия. Это высказывание очень ярко выражает непринятие Бога в принципе. Господь есть Любовь. А если Он Любовь, то как же не делать добра? Наоборот, человек должен делами своими свидетельствовать о вере. Бесы занимаются злом и свидетельствуют так о себе, а верующие добрые дела творить должны и с любовью всё.
Старец Фаддей Витовницкий снова наставляет нас:
Мы должны побеждать зло миром и сердечной тишиной, мирными и тихими мыслями. Иначе с нами так и будут приключаться беды и горести. Между добром и злом – война. Мы стремимся к добру, а бесы хотят, чтобы в нас не было ничего доброго, только зло. Вот почему мы воюем. Своими силами мы бороться не можем, но Господь – наш Воин, наш Защитник, а мы можем только искренне просить Его о помощи, и Господь нам поможет. Бог – любовь, Он – жизнь, Он не отделяется от нас. Но мы, негодные и испорченные дети, годами содержим в себе злые мысли. А Господь не может нарушить нашу свободную волю. Он ждет, чтобы мы сами выбрали добро и отбросили зло. Зло часто задерживается в нас, зреет и дает свои страшные плоды: то, что замыслили мы против наших ближних, происходит с нами. И вместо того, чтобы отрезвиться и освободиться, мы еще ниже падаем. Не было бы столько зла, если бы каждый начал с себя. Нам бы хотелось каждого исправить, и отца и мать, а они уже состарились, и мы не можем изменить их мнения.
Немного на земле душ смиренных и кротких, которые говорят больше своей жизнью, чем словами. Святые отцы говорят, что если мы не потрудимся и не смиримся сами, Господь не перестанет нас смирять. Пусть нас раздражают, пусть вводят нас в гнев до тех пор, пока не научимся хранить мир внутри себя несмотря ни на что. Только тогда душа становится смиренной и кроткой и может с полнотой разумения пройти свой земной путь. А люди смотрят и говорят: «Человече, каким ты был раньше горячим, хотел, чтобы все было по-твоему, а сейчас стал каким-то безразличным, все тебе равно». Это не равнодушие, это победа над злом. Господь дал силу спокойствием победить зло. Пока мы здесь, в теле, нам необходимо все наше внутреннее зло победить Божественной силой. Этого ждет от нас Господь.
Бог не посылает людям зло, но только по Своему промыслу допускает искушения, чтобы человек исправился. Необходимо избегать всякого беспокойства и всякой враждебности, потому что Христос никогда не враждовал. Бог – мысленная сила и мысленная любовь. Мы должны быть похожи на Него и в делах, и в поведении, чтобы Он мог нас узнать, когда предстанем перед Ним.
И сегодня многие задаются вопросом: а почему Бог не остановит этот хаос в мире?
А ответ очень простой.
Господь говорит: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).
Вопрос к каждому:
- А ты покаялся? Начал исправлять себя?
Затем Господь говорит:
«Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8) .
Так в чем же дело? Может в нашей гордыне, которая не даёт "зрети своя прегрешения..." ?
Проблема в том, что нет ещё полного осознания того, что миром правит Бог. Но человек не хочет отказываться от греха, при этом ставит Богу условия: а что Ты не можешь все прекратить сейчас же?
Наверное, нужно себе этот вопрос задать: почему ты не перестаешь грешить?
Старец Фаддей Витовницкий пишет:
Если ты печалишься о чем-то – значит, не полностью предался воле Божией, хотя на первый взгляд тебе кажется, что полностью. Кто живет по воле Божией, тот ни о чем не беспокоится, если ему что-то нужно, он и себя, и то, что ему нужно, предает Богу, и даже если не получает того, что просит, остается спокойным, как будто получил. Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится, ни угроз, ничего вообще. Обо всем, что случается, такой человек говорит, что так хочет Бог. Если случилась болезнь, он думает: «Бог мне послал болезнь по какой-то причине, иначе бы ничего не было». Так сохраняется мир в душе и теле.
Жизнь наша проходит в страхе о завтрашнем дне, в тревожных мыслях о том, что нас ожидает в будущем. Это животный страх. С этим необходимо совладать. Но если вы любите кого-то по-настоящему, от всего сердца, вы стремитесь всем своим существом, не только на словах, но и на деле, жизнью своей не обидеть, не расстроить, не огорчить этого человека, не огорчить даже своими мыслями. Вы стараетесь во всем угодить ему, вы хотите, чтобы он остался всем доволен. Этот страх рождается из любви. И если вы из любви к Господу боитесь в жизни или в мыслях чем-нибудь огорчить Его, вы испытываете священный страх – Страх Божий. Без Бога невозможно достигнуть продолжительного мира в душе, радости и озарения. Человек – глубоко падшее существо. Никакие законы не смогли спасти человека. Необходимо было самому Богу сойти на землю и навсегда оставить с нами Христа, Который ведет нас по пути спасения. Не сатана творит историю, а промысл Божий. Всякий человек и всякий народ имеет свое место в истории, свою роль и выступает на той или другой стороне. Наши мысли – огромная сила и мощь. Но люди об этом не задумываются. Все происходит от мысли, доброй или злой. Если народ восстает против нас, это попускает Господь, потому что нет ничего ни на земле, ни на небе без промысла и попущения Божиего.
И сегодня нам необходимо покаяние. Обязательно нужно задуматься о душе. Можно делать вид, что ничего не происходит, но тогда время будет упущено и исход печален. А можно собраться духом и начать уже свой путь навстречу к Спасителю прямо сейчас.
И снова старец Фаддей нам даёт свое наставление:
Покаяние – перемена жизни. Необходимо, чтобы человек пришел к священнику на исповедь, когда его будоражит какая-то мысль, полностью нарушая его покой. Как только это исповедуешь, сразу же почувствуешь облегчение, потому что мы так сотворены Господом, что влияем друг на друга. Как только наши ближние начинают сопереживать нашему страданию, мы сразу же получаем силу и утешение. Необходимо изменить образ мысли, потому что жизнь очень многое повредила в нас. И теперь видим, что не только наш народ от этого страдает, но и целый мир. Если мы обратимся к Богу – Источнику нашей жизни, чтобы получить от Него силу утвердить в себе благородные и мирные мысли, исполненные любви и добра, тогда только мы сможем ощутить в себе искреннее покаяние. Потому что добрые мысли, добрые желания, любовь дают мир и утешение везде. Следовательно, если мы мыслим доброе о себе и своих ближних, мы должны измениться. Наши мысли действуют не только на нас, но на все, что нас окружает. Поэтому необходимо всегда содержать в себе добрые, мирные и тихие мысли. Настоящее покаяние – исповедание перед священником или монахом всех, даже небольших прегрешений и изменение образа жизни, когда человек уже не возвращается к старому и не грешит в том, что уже исповедал духовнику. Как упадешь, сразу вставай, не смеешь лежать в грязи, говорят святые отцы. Необходимо иметь мир прежде всего с самим собою, а потом уже и с другими.
Бывает, что сбивает с пути лукавый и не даёт идти в храм, но нужно набираться сил и идти через "не могу". Так всё делали, когда только-только приходили к вере. Никто не обещал, что всё будет очень просто. Везде нужен труд.
Старец писал об этом так:
Бесы толкают нас с пути спасения. А мы, немощные, смотрим то в одну сторону, то в другую и говорим себе: «Подожди, вот это еще надо закончить», или: «Сейчас, вот это еще осталось, и покаюсь... и тогда, Господи, пойду прямо к Тебе и никуда сворачивать не буду». А бесам только того и надо, чтобы мы откладывали покаяние на завтра, на послезавтра... А святые говорят: «Иди сегодня, иди вперед, за Господом!»
Пойдем за Господом все вместе!
Дай Бог всем сил духовных и веры чистой нелицемерной.
Аминь.