Приветствую вас на своём канале! Сегодня я хочу рассказать вам о "салонном искусстве".
Салонное искусство - консервативное направление в художественной культуре 19 – начала 20 веков.
Термин «салонное искусство» получил распространение со второй половины XIX в. и первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона. Со временем термин получал всё более негативную окраску, а затем "салонное искусство" стало означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, её зависимость от модных поветрий и подражаний.
«Салонное искусство» характеризуется эффектной красивостью произведения, легко читаемым смыслом, иногда лже-сложной многозначностью. Его также можно опознать по эклектизму творческого метода, опирающегося, прежде всего, на нормы академизма 19 в. и позднего классицизма, использующего в то же время внешне воспринятые методы и приёмы романтизма, а позднее – реализма и натурализма.
«Слонщина» - так грубо многие называли «салонное искусство». Почему? – живопись этого течения, как я уже писала, не несла сильной смысловой нагрузки. Выбор картин для салонов проходил достаточно жёстко: туда могли попасть только произведения, полностью соответствующие определённым критериям. В их число входили пункты «идеальный академический рисунок», а так же «отсутствие живых, ярких эмоций на лицах персонажей». Из-за последнего многие считали картины салонной живописи пустышкой. Они были как театр, постановка – эпично, но не по-настоящему.
Очень яркий пример произведения салонной живописи – картина Александра Кабанеля «Клеопатра, испытывающая яд на приговорённых к смерти» 1887 года. Сам по себе сюжет страшный и жуткий, но по эмоциям героев полотна это совсем не видно. Картина прекрасна, но вся сцена – будто просто постановка.
Юлий Юльевич Клевер считался до революции салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, а впоследствии ненужным и вредным для "строителей коммунистического общества".
Интересно, что и Иван Константинович Айвазовский – тоже принадлежал к салонно-академическому кругу XIX века. Однако, сам художник не очень хотел быть «салонным художником». Его «волшебной кисти» требовалась воля.
Один из ярчайших представителей салонного искусства – Генрих Ипполитович Семирадский. Картины Семирадского выделялись энергичной игрой световых бликов и особым ощущением счастья даже среди работ европейских художников-академистов.
Интересно, что Мясоедов обзывал Семирадского чертополохом (что не делает ему чести), а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания, считая их далекими от подлинно русской живописи.
А вот Александр Бенуа, оценивая вклад Г.И. Семирадского в развитие искусства, писал:
“В известных отношениях этот художник мог бы сойти за новатора. Блеск его красок, верная передача солнечных эффектов, местами красивая, живописная техника были для поколения русских художников 1870-1880-х годов настоящим откровением”.
Ещё один известный представитель Салона - Витторио Реджианини. Только посмотрите на его картину «Игра с голубями».
Владимир Егорович Маковский также является салонным художником.
Ну как? Пишите в комментарии, знали ли вы о "салонной живописи" и ставьте лайки если понравилась статья!
Конечно же не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропускать много интересного!