55 лет назад, в октябре 1967 года, начал работать крупнейший в Ленинграде концертный зал. Его строили к 50-летию революции и, соответственно, назвали Большой концертный зал «Октябрьский».
На первом концерте присутствовали строители из треста № 16 Главленинградстроя, которые возводили этот уникальный объект. Для них пели Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль и Борис Штоколов, выступали ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева и ансамбль песни и пляски имени Александрова, хор и хореографический коллектив Ленинградского дворца пионеров.
Строительство
Стройку в центре города начали в 1962 году. Строили на удивление долго — пять лет. Для сравнения: спортивный комплекс «Юбилейный» возвели за 11 месяцев.
Концертное здание должно было стать аналогом Кремлевского дворца, то есть только для официальных и торжественных мероприятий, заседаний, кинопросмотров.
Но когда город определил место для БКЗ, архитекторам пришлось дорабатывать проект, чтобы втиснуть массивное здание в существующую плотную застройку старого городского центра. И как показало время, «Октябрьский» перерос первоначальную концепцию и стал городским культурным центром.
Архитектура
Здание БКЗ имеет строгую геометрию — куб из двух разновысотных объемов. Облицовка — стекло, природный камень — светлый сааремский доломит и карельский гранит.
В одном прямоугольном объеме — зрительный зал на 4000 человек. Более низкий блок охватывает первый с трех сторон, вмещает фойе и служебные помещения.
На главном фасаде — огромный витраж-портал и бронзовый барельеф на революционные темы от скульптора Михаила Аникушина, автора памятнику Пушкину на площади Искусств и Монумента героическим защитникам Ленинграда.
Ленинградский модернизм
Несмотря на указания строить экономичные здания «без излишеств», советские архитекторы все-таки стремились создавать постройки с узнаваемым лицом и эстетическими достоинствами.
БКЗ стал классикой ленинградского модернизма в архитектуре. Форма простая и массивная, с элементами конструктивизма и брутализма.
В 2000-х годах возникло немало споров об архитектуре концертного зала, ее называют «безнадежная» и «совдеповская коробка в центре города». «Диссонирующий объект Петербурга» даже предлагалось снести вместе с другими памятниками соцмодернизма (Пулково-1, Морской вокзал, гостиница «Ленинград»), однако есть и другое мнение — о необходимости ценить наследие модернизма в жизни Северной столицы.