Найти тему
Модная лавка 19 века

«Не узнал бы беззаботной красавицы»… Картины на тему возвращения с бала

Недавно я размещала картины, где женщины собираются на весёлый бал: «Подготовка к балу».

Однако возвращались с бала дамы не всегда в таком же хорошем настроении, в каком собирались туда.

Бал мог обмануть ожидания. Разрушить надежды. Или просто сильно утомить, нагнать невесёлые раздумья, погрузить в тоску.

Альфред Стивенс. Вернувшись с бала, 1867 год.
Альфред Стивенс. Вернувшись с бала, 1867 год.

Из повести В.Соллогуба «Большой свет» (1840 год):

«Кто бы взглянул при свете каретного фонаря на графиню, когда она ехала с бала с сестрой и мужем, тот, наверно, не узнал бы беззаботной, веселой красавицы, которая одна оживила собой целую чопорную великосветскую толпу. Волосы ее развились и падали в беспорядке около лица, губы побелели, около глаз врезались едва заметные черты, а в глазах отражалось безотчетное утомление…

На графиню находила одна из тех минут, которые… часто отягощают светских людей: жизнь казалась ей противною, люди – гадкими, вся сфера, в которой она жила, – унизительною... Ею овладела грусть неодолимая»…

Юлиус Леблан Стюарт. После бала. Середина 1870-х.
Юлиус Леблан Стюарт. После бала. Середина 1870-х.

Картина Альфреда Стевенса «После бала» ассоциируется у меня со сценой из романа «Анна Каренина». Будто это Долли утешает плачущую Кити.

Ведь для дамы, которая сидит, закутав обнажённые плечи в шаль, сегодняшний бал тоже обернулся кошмаром. Она так расстроена и подавлена, что не в силах даже прямо сидеть. Клонится к земле, как поникший цветок, и хочет свернуться в клубочек.

Альфред Стивенс . После бала, 1874 год.
Альфред Стивенс . После бала, 1874 год.

Невероятно драматичной кажется мне и картина русского художника Фирса Журавлёва.

Возможно, молодой женщине было недавно весело. Но «окончен бал, погасли свечи»… Дальше – тоскливые будни с нелюбимым, неприятным мужем.

Не о такой жизни и не о таком супруге она мечтала в девичестве. Но бесприданницам выбирать не приходится.

Танцевать-то с нею, наверное, хотят многие. Может, и в любовники кто-то набивается. Включая тех молодых людей, которые могли жениться на ней, но не стали. Решили подождать, пока замуж выйдет, а уж потом и приударять… Как это всё горько и противно!

Фирс Журавлев. Возвращение с бала, 1868 год.
Фирс Журавлев. Возвращение с бала, 1868 год.

Дама в белом наряде так расстроена, что рыдает прямо в присутствии мужа. Он сидит с озадаченным лицом, не зная, что говорить и что делать…

А может, это он, злодей, во всём виноват? Приревновал жену к кому-то из кавалеров и увез домой, не дождавшись окончания бала?

При всём драматизме сюжета, картина очень красива. Бальное платье дамы – это просто восторг! Не могу понять, какие цветы его украшают. Мне кажется, это анютины глазки.

Перчатки ниже локтей, как и полагалось в 1870-е. Но они довольно высокие, несколько лет назад были короче.

О длине дамских перчаток в 19 веке.

Анри Жерве. Возвращение с бала, 1879 год.
Анри Жерве. Возвращение с бала, 1879 год.

Сюжет картины ниже я не в силах понять. До сих пор болею (вот только сейчас, вроде, начинает становиться чуть лучше) и, грешным делом, туплю. Но картина весьма интересная…

Henri Lucien Doucet. After the Ball, 1889 год.
Henri Lucien Doucet. After the Ball, 1889 год.

«Среди шумного бала»… Напиться! О сибирских балах 1820-х.

О книгах хозяйки "Модной лавки 19 века". Исторические и современные романы.

#стиль #мода и красота #искусство #женщины #картины