Найти в Дзене
StopGame - Об играх интересно

Энциклопедия всеобщей ненависти

Оглавление

Все не любят Fifa. Доходит до парадоксального: её недолюбливают даже собственные фанаты, из года в год покупающие новые части игры на релизе. И не менее парадоксально то, что подобное отношение к самому популярному спортсиму вряд ли поменяется в обозримом будущем. Предлагаю разобраться, в чём же кроются причины равноценных потоков любви и ненависти к этой серии игр. Если же для вас термины «оффсайд», «трансферное окно» и иже с ними совершенно не знакомы, а сам футбол вы считаете плебейским развлечением, не спешите закрывать вкладку браузера с данной статьёй — постараюсь преподнести материал в доступном для всех виде. Формат следующий: берём самые популярные, стереотипные тезисы об игре и нещадно их громим или же, наоборот, без тени сомнения подтверждаем.

ТЕЗИС 1: Фифа — симулятор казино.

  📷
📷

Пожалуй, самый популярный аргумент в пользу уничижительного отношения к серии Fifa. Связан он с отдельно взятым режимом Fifa Ultimate Team (далее — FUT), который дебютировал в качестве платного DLC в Fifa 09, а начиная с Fifa 12 стал неотъемлемой частью игры.

Что это за режим такой?
Играешь, собираешь карточки футболистов, создаёшь дрим-тим. По сути,
FUT это «Мстители» или «Лига справедливости» от мира футбола, ведь в одной команде могут собраться Лев Яшин, Паоло Мальдини и Неймар — люди, которых отделяли клубы, страны, континенты, а порой даже и совершенно не пересекающиеся периоды активности карьеры и годы жизни. Звучит, как отличная идея, но…

  📷
📷

Конечно же, всё не так однозначно. Вполне добротная задумка практически сразу обернулась мракобесием с вездесущими лутбоксами и неконтролируемыми потоками доната. В целом, на мой субъективный взгляд, данный режим — развлечение ниже среднего. Но может ли он быть причиной всеобщей ненависти? Сомневаюсь. Ведь FUT — лишь малая часть Fifa. Да, самая популярная, но ничтожно малая в масштабах игры.

Футбольный симулятор от Electronic Arts насчитывает огромное количество режимов, способных не только увлечь на вечерок подвыпившую компанию с хотя бы двумя геймпадами (PvP матчи, многопользовательские турниры, коллективные матчи против искусственного интеллекта), но и затянуть одиночного геймера с головой на долгие месяцы (режим карьеры (как в качестве тренера клуба, так и в качестве отдельного игрока), уличный футбол в Volta). Более того, обойти гору доната и лутбоксов в Ultimate Team вполне реально, если бережно копить валюту, следить за рынком (на котором игроки по всему миру выставляют карточки на продажу) и аккуратно, точечно усиливать команду именно теми футболистами, которые вам необходимы. Да, менее эффектно — без открытия паков, взрыва фейерверков и случайных милостей свыше, но гораздо более адекватно и полезно.

  📷
📷
  • В общем, первый тезис подтверждаем, но лишь наполовину, так как ненавидеть FUT за донат вполне себе можно, но вот презирать всю игру из-за одного совершенно необязательного режима — момент, что называется «на тоненького».

Хотя…

ТЕЗИС 2: Из-за этой донатной помойки не развиваются остальные режимы!! 1! 11

Из стана фанатов футсима от EA неустанно разносятся крики возмущения о том, что якобы Ultimate Team убивает классические режимы игры, вроде той же карьеры. Действительно ли карьера в Fifa настолько плоха?

Для начала, справка для несведущих: карьера — режим, в котором вы берёте на себя управление клубом, укомплектовываете состав команды, следите за финансами, проводите тренировки и, естественно, управляете командой во время матчей. В плане реиграбельности, на бумаге, этому режиму нет равных, однако в целом, развлечение это забавное, но слишком уж быстро приедающееся.

За один сезон с командой происходит весь ростер всевозможных событий, а начиная со второго и далее вы будете квёло реагировать на уже тысячу раз попадавшиеся стерильные вопросы журналистов, диалоги с игроками, которые хотят денег/стабильного места в составе/просто выйти побегать в следующем матче и т. д., и т. п. Немного может скрасить подобное времяпрепровождение выбор команды из какой-нибудь третьей лиги, чтобы шаг за шагом вести своих подопечных из грязи в князи, однако даже тернистый путь в элитный дивизион — это всё те же отвратительно неразнообразные кейсы в разных декорациях. К этому быстро привыкаешь и уже к середине второго сезона принимаешь решения и выбираешь реплики практически с закрытыми глазами.

А к началу третьего сезона и вовсе начинаешь распродавать всю свою сверхмолодую чемпионскую команду, чтобы совершать покупки ради покупок и хоть как-то себя развлекать, ведь однотипные матчи против искусственного интеллекта к этому времени уже гарантированно проматываются в режиме симуляции. Да и те, что играются самостоятельно, не приносят особого удовольствия, т. к. ИИ — машина предсказуемая и не преподносящая практически ничего неожиданного.

Усугубляется всё тем, что большинство карьерных «нововведений» реанимированные старые фишки. И даже более того, реанимированные с серьёзным даунгрейдом. Те же интервью из недавних частей бесконечного спортивного сериала были ещё в Fifa 06, и реализованы они были на голову выше (грубо говоря, они даже не ограничивались простыми интервью — ситуации, в которые влипала ваша команда зачастую заставляли по-доброму улыбнуться; правильные варианты поведения были не очевидны, а порой однозначных решений и вовсе не было).

  📷
📷

Ну и вишенка на торте — абсолютно дегенеративная система трансферов. Да, процесс покупки игроков в Fifa сейчас и раньше — это небо и земля, но это похвала исключительно в рамках основных игр серии. Когда-то давно у EA был такой продукт, как Fifa Manager (что-то вроде градостроительного симулятора от мира футбола). Fifa Manager подразумевал исключительно режим Карьеры и уделял внимание целой куче реальных футбольных мелочей, которой обычная Fifa всегда пренебрегала. Так вот, аж в Fifa Manager 07 (07, Карл!) была возможность обмена одного звёздного футболиста на нескольких молодых с доплатой. В Fifa же по сей день обмен производится только в формате 1 на 1. электроники, проснитесь! Это же всего лишь пункт в меню переговоров и элементарные математические исчисления в духе сложить две цены и сравнить с третьей! С этим обычный программируемый калькулятор справляется!

Но и по ряду других нюансов Fifa не блещет продуманностью: игроки, у которых остался лишь год контракта, и которые через 6 месяцев будут иметь право договориться о переходе куда угодно бесплатно, покупаются без каких-либо скидок (хотя элементарная логика позволяет понять, что это максимально глупо: либо получаешь сейчас, в два раза меньше, чем хотел, либо не получаешь ничего).

Молодые игроки всё так же покупаются за бесценок, будто бы Вы — единственный зрячий в озере (нет, океане) слепцов, способный разглядеть потенциал юного дарования.

С талантом и потенциалом вообще ситуация весёлая. Уже довольно давно в режиме карьеры Fifa появилась следующая особенность: показатели ряда игроков скрыты вопросительными знаками. Дабы их разблокировать, нужно развивать скаутскую систему (чтоб ездили на матчи всяких там десятых лиг Гватемалы и смотрели, где там новый Пеле). К слову, эта вещь, как раз из Fifa Manager в своё время и перекочевала. Только вот, там она имела смысл, т. к. никаких иных режимов, кроме карьеры игра не предусматривала. В Fifa же можно просто зайти в товарищеские матчи, меньше чем за минуту узнать все статы футболиста и сделать вывод, а нужен ли он вам вообще. И это я говорю лишь о внутриигровых средствах абьюза системы, а ведь существует ещё целая куча сторонних ресурсов, вроде того же сайта fifaindex, который вам и скиллы загадочного бедолаги выдаст, и его максимально возможное развитие очертит, и даже зарплату его действующую вам с потрохами сдаст. Хотя сама задумка со скаутами, казалось бы, звучит логично и здраво, но опять — лишь на бумаге. На практике выходит следующее: уровень условного Шона Клэра из третьего английского дивизиона мы знаем, т. к. матчи нашей команды проходят в одной лиге с его клубом, а средний уровень, скажем, известного практически на весь футбольный мир Кая Хавертца из высшей лиги той же страны, мы должны выуживать путём двух-трёхнедельных скаутских слежек.

  📷
📷

И такого сюрреалистичного нагромождения поломанных игровых механик Fifa даёт с лихвой. В общем, возвращаясь к изначальному тезису, большинство режимов, действительно, недоработаны, но можно ли винить в этом Ultimate Team?

Скорее да, чем нет. Разработчики, быть может, и рады были бы уделить внимание всем аспектам игры, но кому это надо, когда карьера покупается один раз в год, а FUT приносит сверхприбыли еженедельно?

  • Посему, тезис 2 считаю подтверждённым.

Тезис 3: «70$ ЗА ОБНОВЛЁННЫЕ СОСТАВЫ И МЕНЮ»

Последняя (и самая часто озвучиваемая) претензия к детищу электроников — игра якобы не меняется из года в год. В глаза игрокам преимущественно бросается лишь внешняя часть — смена составов команд, форма клубов на новый сезон и саундтрек с меню, которые придётся слушать/лицезреть при каждом запуске игры.

Однако, не буду ходить вокруг да около, этот тезис верен по большей части, но не до конца. Дело в том, что Fifa каждый год меняется, но делает она это в едва заметных геймплейных аспектах: то физику мяча подкрутят, то темп матча исправят, то какие-то тактические фишки добавят. Конечно, сказать, что это тянет на полноценную новую игру за 70$, язык не поворачивается, да и большинство этих нововведений, за редким исключением, скорее портят игру, делая её вязкой, медленной и кривоватой, но факты есть факты — она меняется.

«Тогда почему же этот тезис верен частично?» — спросите вы.

А я вам отвечу: есть у электроников одна подлая такая приписочка: «Legacy Edition». Ставят её, в основном, на версиях для портативы (PSP, Nintendo Switch) и консолей прошлого поколения (к примеру, на PS3 последней была Fifa 19). Электроники итак особо не заморачиваются над качеством своей футбольной продукции, а в таких «наследиях» они вообще ничего не делают. Кроме смены составов, формы и меню.

  📷
📷
  • Тезис 3 — подтверждён на 50%.

ТЕЗИС 4: «FIFA — ЗАСКРИПТОВАННЫЙ КУСОК КОДА»

Этот возглас всегда доносится из лагеря фанатов Pro Evolution Soccer (того, что нынче eFootball). Тут я даже не знаю. Какой-то элемент заскриптованности в Fifa, действительно, наблюдается, в то время, как PES всегда был более реалистичен с точки зрения самого матча. Но это палка о двух концах. Близость к реальному футболу в игре от Konami выливается в периодически происходящие промахи ногой по мячу, поскальзывания на мокром газоне и чудовищные привозы от вратарей. Причём, зачастую делают это футболисты топ-уровня, что, конечно же, происходит порой и в реальной жизни, но вы только представьте, как это может выбесить человека, которому посчастливилось вылететь из турнира, по причине подобного реализма.

Но это всё субъективщина и вкусовщина, факты же скорее подтверждают этот тезис. Особенно заметно это стало с внедрением в Fifa технологии Time finishing, позволяющей заколачивать дальнобойные шедевры чуть ли не в QTE стиле.

  • Тезис 4 — подтверждён.

Подводя итоги, можно смело сказать, что ненависть к известному футсиму небеспочвенна и во многом даже заслужена. Недавно вышедшая новая часть этого сериала со всеми своими «эпохальными» преобразованиями уже в который раз тянет лишь на скромный пакет обновлений, нежели на полноценную отдельную игру. Даже более того, к старым претензиям подтянулись и совсем неожиданные новые.

  📷
📷

Так, в Fifa 23 появились лицензированные и проработанные геймфейсы ФК Ричмонд (вымышленный английский футбольный клуб из сериала «Тед Лассо»), при этом, целый ряд локальных грандов (вроде Наполи, Лацио, Ромы) в который раз реализованы на уровне пресловутого Abibas’а.

  📷
📷

Однако довольно показательно, что конкурирующий продукт от Konami даже близко не пользуется таким спросом, как Fifa. Поэтому, хоть я и сам не упускаю шанса покритиковать эту серию, определённый стандарт качества она, как ни крути, поддерживает.

Тем не менее, ввиду условно-бесплатной комы eFootball, практически монопольное положение электроников рискует рано или поздно оказать губительное воздействие на всю франшизу. И кого же тогда всем нам презирать?

***

А как вы относитесь к футсимам и Fifa, в частности? Делитесь своим мнением в комментариях, буду рад обсудить с вами самую «обожаемую» в геймерской среде серию игр.

Любите игры!
Хотя в данном случае…

Автор: Guzak
Оригинал:
Энциклопедия всеобщей ненависти