Прием идентификации механизмов защиты, о котором пойдет речь, широко применяется в рамках экзистенциальной психотерапии, которая относится к психодинамическому подходу, фиксирующемуся на базисных проблемах существования индивидуума. К таким проблемам, или экзистенциальным факторам, относится:
— смерть
— свобода
— изоляция
— бессмысленность жизни
В рамках экзистенциальной психотерапии тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой реакцию на эти четыре данности. Каждая данность формирует свой базовый конфликт, который вносит свой вклад в дисфункциональное поведение человека
Здесь я хотел бы остановиться именно на проблеме изоляции.
Основной экзистенциальный конфликт, связанный с изоляцией – это конфликт между осознанием людьми их фундаментальной изоляции и их желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части чего-то большего, целостного.
Применяя бессознательно механизмы защиты от тревоги, связанной с изоляцией, люди перестают относится к другим как к самим по себе, и начинают использовать их для защиты себя, своего внутреннего Я. Так, одним из видов защиты людей от одиночества является попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди чувствуют, что существуют только тогда, когда являются частью сознания других людей и получают их одобрение на совершаемые ими действия.
Техника идентификации механизмов защиты состоит в выявлении защит, которыми пользуется человек, чтобы справляться с противоречием между потребностью в принадлежности и фактом экзистенциальной обособленности.
Базовый экзистенциальный конфликт как правило проявляется в проблеме построения семейных отношений, наличием компульсивного поведения, проявляющегося в повышенной влюбчивости, хронической безответной любви, частой смене объектов любви, формированием с ними отношений зависимости. При этом попытки вскрытия глубинных процессов, которые привели к дисфункциональным сценариям поведения, очень часто разбиваются о мощный пласт интеллектуальных защит, ярким примером которой является рационализация.
Чтобы продвинуться в решение вопроса понимания и осознания источника проблемы, который надежно укрыт покровом психологических защитных механизмов, призванных оберегать от прорыва подавленных и нерешенных экзистенциальных конфликтов, хорошо зарекомендовал метод погружение в проблемную зону через иносказание, притчу.
Насколько человек способен понять скрытый в ней смысл будет зависеть и дальнейшие шаги по улучшению его психосоциального состояния.
Одна из таких притч, которые помогают человеку на пути познания самого себя и своей роли в жизни других людей.
Жил одинокий и несчастный человек. И однажды его одиночество и отчаяние достигло такой степени, что он закричал Богу: «Господи, пошли мне прекрасную женщину! Его вопль был настолько силен, что Бог услышал и обратил на него внимание. Бог спросил: «А почему не крест? Человек рассердился в недоумении: «Мне не жизнь надоела, я хочу найти красивую женщину и друга». Человек получил все, но вскоре стал еще более несчастным. Эта женщина стала болью в его сердце и камнем на его шее. И тогда он снова взмолился: «Господи, дай мне меч. Бог снова спросил: «А может, все–таки крест? Но человек прокричал: «Эта женщина и так хуже любого креста. Пошли мне только меч!
Бог послал ему меч, и человек убил женщину, после чего был незамедлительно схвачен и приговорен к распятию (одна из широко распространённых казней в древние время). И на кресте, молясь Богу, он громко кричал: «Прости меня, Господи! Я не слушал Тебя, а ведь Ты спрашивал, не послать ли мне крест, с самого начала. Если бы я послушался, то избавился бы от всей этой ненужной суеты.
Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук
Буду крайне признателен за оставленный отзыв и комментарии. По вопросам психологических консультаций вы можете связаться со мной по ссылке: https://t.me/PsyOnHelp
#техникапсихотерапии #экзистенциальнаяпсихотерапия #психологияизоляции #страхотчуждения