Найти тему
Леонид Клейн

Мама, я досмотрел фильм!

Художник Н.Филиппов
Художник Н.Филиппов

На 14.00 не было фильма со стрельбой и погонями. Вместо улыбающегося Бельмондо с пистолетом на афише была изображена карета скорой помощи (РАФик) и два врача. Один пожилой, другой молодой. Ясно, что картина, во-первых, наша и, во-вторых, совсем не интересная для мальчика 10 лет. Но в кино надо идти. Потому что лето, Пярну и мама приехала в отпуск и пойдет в кино с нами. Я думаю, что все случилось именно из-за того, что в кино мы пошли с мамой.

Фильм оправдал мои самые худшие ожидания. Какие-то мутные разговоры взрослых людей, любовная история, карьера молодого врача... Все не то. Я стал ерзать и намекать, что надо сваливать. Маме фильм тоже не нравился, но вот так взять и уйти сразу тоже было нельзя. Мы досидели до сцены, когда какой-то сельский врач в своей деревне делает операцию вместе с молодым хирургом. И начинает на этого хирурга орать, что тот плохой специалист и ничего не понимает, что можно угробить человека. Я помню только вот это: гневное лицо пожилого врача в операционной и слабые попытки молодого хирурга защититься от нападок...

После этой сцены мы вышли. Второй ряд. Деревянный дом культуры в Пярну. Напротив почтамта. Три минуты до моря. Ни названия фильма, ни актеров, ни сюжета я не помнил. Но - странное дело - вот эта сцена не выходила у меня из головы.

Прошло всего каких-то 45 лет, и от директора одного крупного металлургического завода я получаю предложение выступить перед... рабочими. Да, да. Я люблю выступать и все последние годы этим в основном и занимаюсь. Да, я люблю что-то рассказывать, используя примеры литературы и кино. Но рабочие! Что я скажу? И запрос был странный и невозможный. Часть рабочих отозвалась на просьбу директора приобрести новую специальность, переквалифицироваться, стать более универсальными что ли... И руководство завода захотело как-то отблагодарить этих первопроходцев. С помощью моей лекции в том числе. Я понял, что не могу соответствовать и сказал, что можно просто поговорить о любви к профессии. Заказчики согласились. Я довольно быстро нашел литературный материал, а потом стал искать что-то в кино. Интернет выкатил мне списки фильмов про «любовь к труду». Я вяло прокручивал ленту. И вдруг вижу название. «СРОЧНЫЙ ВЫЗОВ». И фото: карета скорой помощи и два врача. Пожилой врач - это Евгений Лебедев. Да, в 1979 году в Пярну я не знал такого актера. Стал смотреть (пересматривать!) фильм. Все та же муть и фальшь. Да, действительно сельский врач кричит на молодого и слишком самоуверенного хирурга. Конечно, потом этот хирург исправляется.

Я с нетерпением прокручиваю картину, надеясь попасть на еще один диалог Лебедева. И нахожу. Сельский врач лежит в постели и беседует с молодым. Он говорит, что нельзя просто любить свою «специальность», что нельзя быть только хирургом, потому что пациент просит помощи и может умереть и ему нет дела до специализации врача. Что лечить надо человека и спасать его. Я взял этот фрагмент для лекции. Поразительно, но в этом фильме, действительно ходульном и фальшивом, этот диалог подлинный. Настоящий. Убедительный.

Перед моим выступлением на сцену вышел директор завода и сказал, что кому-то может показаться, что рабочий, который умеет многое, похож на врача-терапевта, который вроде должен знать все, но не знает ничего... Но это не так! И что врачи такие нужны, и рабочие тоже. Через три минуты я включил отобранный кинофрагмент. Директор прослезился. И я тоже. Потому что вспомнил, как мы с мамой пошли в кино летом 1979 года и как вышли оттуда, не досмотрев фильма. Было жаль, что не Бельмондо. Но было здорово, что мама не заставила меня сидеть до конца.

Мама, я досмотрел фильм!

#методклейна