Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Германский парусник, потопивший в 1917 году 14 судов и его командир, граф по прозвищу "Морской дьявол"

И начнём, пожалуй, с командира.

Феликс Николаус Александр Георг фон Люкнер был правнуком маршала Франции датского графа немецкого происхождения Николя Люкнера, окончившего жизнь на революционной гильотине. Папаша нашего героя хотел видеть его офицером кавалерии, но Феликс решил стать моряком и не найдя понимания, в 13 лет сбежал из дома, нанявшись юнгой за харчи на русский парусник "Ниоба", направлявшийся в Австралию. Он поклялся, что вернётся домой только в форме офицера германского военно-морского флота и с честью, что ему впоследствии вполне удалось.

Но ещё во время плавания в Австралию едва остался в живых, упав посреди океана за борт. Судно ушло далеко вперёд и его потеряли из вида. Но тут несколько альбатросов решили поклевать свежатину и парню удалось схватить одного из них за лапу. Машущий крыльями на воде здоровенный альбатрос и кружащая над ним стая были замечены и показали спасательной шлюпке верный курс.

В Австралии юнга сбежал. Следующие 7 лет были калейдоскопом приключений - продавец, охотник на кенгуру, боксёр, железнодорожник, рыбак, цирковой работник, и чего только ещё не было. Служил в Мексиканской армии, сидел в чилийской тюрьме по обвинению в краже свиней, дважды ломал ноги. При том был силачом - гнул монеты и мог порвать американский телефонный справочник.

В 20 лет он вернулся в Германию и поступил в навигационную школу. В 1903 г. он получил лицензию штурмана, в 1907 г. - лицензию капитана. В феврале 1910 года он поступил на службу в Императорский флот Германии и только после этого появился в отчем доме.

В 1914 году, когда разразилась война, он служил на линкоре "Кронпринц", участвовал в Ютландском сражении, где был ранен.

Через пару лет германский флот был практически заперт за датскими проливами, основная часть борьбы в Атлантике досталась подводным лодкам и рейдерам, замаскированным под гражданские суда. И тут в жизни нашего графа появляется построенный в Шотландии и ходивший под американским флагом парусник Pass of Balmaha.

-2

1571 тонна водоизмещения, длина 75 метров. Он направлялся из Штатов в Архангельск с грузом хлопка, но 21 июля 1915 года был перехвачен британским HMS  Victorian. Англичанам не понравились документы и они, высадив на палубу парусника офицера и 6 морских пехотинцев, отправили его в порт на Оркнейских островах для дальнейшей проверки. При этом американский флаг был заменён на британский.

Однако уже 24 июля судно было остановлено немецкой подводной лодкой U-36. В тот день лодка потопила 4 британских судна и парусник стал бы пятым, но американцы вовремя сменили британский флаг вновь на американский, а англичан упрятали в трюм. Немцам некогда было возиться с досмотром, а поскольку команда лодки была маленькой, на борту взятого как приз и направленного в немецкий Куксхафен парусника остался только один подводник - штурманский помощник Ламм.

Казалось бы - посади его в тот же трюм и продолжи путь в Архангельск, но американцы исправно проследовали в Германию, в то же время не выпуская англичан из трюма. И сдали их всех в порту, а сами, как граждане нейтрального государства, отправились в другое нейтральное государство, думаю в Швецию скорее всего. Кстати, Ламму здорово повезло - в тот же успешный день 24 июля к вечеру U-36 была потоплена артогнём HMS Prince Charles, 18 погибших, 15 выживших.

Пленник был переименован в Seeadler (Морской орёл) и подвергся переоборудованию в качестве вспомогательного крейсера. Судно получило двигатель внутреннего сгорания, две замаскированные 105мм пушки, два торпедных аппарата, два крупнокалиберных пулемёта и стрелковое оружие для абордажных партий. Появились помещения для увеличившейся команды и будущих пленных.

21 декабря 1916 года, замаскированный под норвежский парусник "Ирма", парусник под командой фон Люкнера отправился в рейд. В районе Исландии был задержан английским крейсером и обыскан. Немцы сумели обмануть англичан, один из матросов изображал даже жену капитана, соответственно наряженный.

9 января 1917 года рейдер повстречал свою первую жертву - британский пароход "Глэдис Ройл". Художник изобразил это так:

-3

Команду забрали на борт, судно потопили. И дальше пошла плодотворная работа на просторах Атлантики. "Морской орёл" специализировался в основном на парусниках, которых тогда ещё было полно в океане.

Команда рейдера:

-4

Фон Люкнер в центре первого ряда. Когда было потоплено уже 11 судов, все помещения оказались заполнены пленными, которых набралось уже 263 человека. 12-е судно, французский барк "Камбронн" не потопили, а отпустили с пленными в Рио-де-Жанейро. После этого стало ясно, что рейдер начнут искать и было принято решение перейти в Тихий океан.

Несколько недель пытались обойти мыс Горн, наконец это удалось. В Тихом океане сумели потопить ещё три судна, но рейдер требовал ремонта, да и команда нуждалась в свежей провизии и воде.

Рейдер искал уединённое местечко и им оказался островок Мопелия в 280-ти милях от Таити. Но бухта была мала для него и судно стало на якорь за её пределами. Далее идут разночтения - то ли небольшая цунами налетела, то ли вахтенный офицер ошибся, короче, рейдер сел на рифы и сняться не было никакой возможности.

Все его обитатели высадились на берег, а судно попытались сжечь, чтобы скрыть от посторонних глаз. Но корпус у него был стальной, так что попытка не удалась

-5

23 августа 1917 года спасательная шлюпка с графом Люкнером и 5 моряками отплыла к островам Фиджи.

План состоял в том, чтобы захватить какой-нибудь корабль и забрать с собой остальных членов команды с Мопелии.
Путешествие заняло четыре долгих недели. Шлюпка текла, шли дожди, океанские волны перекатывались через борт, питьевая вода стала солоноватой, провизия гнила, и вскоре остался только черствый хлеб. Дала себя знать цинга.

На островах Вакая они взяли на абордаж американскую шхуну с намерением ее захватить. Но появился правительственный пароход, и Люкнер со своей командой попали в плен. Сначала их завезли на остров Сува, а затем на остров Мотуихи недалеко от Окленда.

Люкнеру удалось снова вырваться в декабре 1917 года на 9-метровой моторной лодке под названием «Перле». Они захватили маленькую парусную шхуну «Моа», но в момент пополнения запасов на острове Кертис были настигнуты кабелеукладчиком "Ирис" Они снова были схвачены и интернированы в Литтелтоне, остров Рипапа. На снимке фон Люкнер в момент обыска на кабелеукладчике

-6

Я пишу крайне сжато, на самом деле все эти события были наполнены самыми неожиданными коллизиями. И я ещё не рассказываю о приключениях его команды, оставшейся на Мопелии, где тоже были побеги, захваты судов, а несколько человек добрались аж до острова Пасхи, где были интернированы чилийцами.

Только 14 мая 1919 г. фон Люкнер со своими людьми и 300 другими немцами отправился на корабле «Виллохра» для репатриации в Германию. К его чети надо сказать, что несмотря на такое количество уничтоженных судов противника, из их команд погиб только один человек и то не по его вине, что только укрепило его репутацию.

В 1921 году граф фон Люкнер стал командиром «Ниобы», нового парусного учебного корабля Рейхсмарине.
В 1922 году он ушел в отставку. В Германии начинались новые времена. Ему запретили продолжать плавание под черно-бело-красным флагом.

-7

Его дальнейшая жизнь не менее красочна. Люкнер предпринял большое количество лекционных туров по Европе и Америке. Он стал почетным гражданином Сан-Франциско, написал несколько книг, «Seeteufels Weltfahrt» (Кругосветка морских чертей) была его основным трудом.
Между войнами Люкнер купил шхуну «Фатерланд», а когда она сгорела в Бремерхафене в 1935 году, шхуну «Зеетойфель» (Морской чёрт). На «Зеетойфеле» он отправился в очередное кругосветное путешествие по местам своих приключений на "Морском орле".

В нацистской Германии он приспособился к политической ситуации, однако в НСДАП не вступил.
Но он был членом масонской ложи, а нацисты это не приветствовали. Ему запретили читать лекции, а книги его изъяли из библиотек.

Люкнер спас еврейку от гестапо по фальшивому удостоверению личности, что доказано. Он стал почетным полковником американского подразделения Timberwolves после Второй мировой войны.
В 1950-х годах он все еще путешествовал по Германии и продолжал демонстрировать свою силу, разрывая телефонные книги и ломая монеты.

-8

Умер он в 1966 году в возрасте 84 лет в Швеции, где жил со своей второй женой.

Ещё о немецких рейдерах:

О сухогрузе Черноморского пароходства и двух его братьях, знаменитых рейдерах Кригсмарине
О втором знаменитом рейдере Кригсмарине. Окончание.

Ну, и о рейдерах российских:

Про немецкие рейдеры слыхали. А про российские?

.................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь