Началось всё в сентябре 2020 года, тогда я узнала об открытии в Москве Северного речного вокзала с прилегающим к нему парком после реконструкции. Меня привлекли увиденные видео- и фотоизображения отреставрированного здания, и вот только спустя 2 года я выкроила свободный денек для посещения этого места.
До Москвы мы добирались на машине, припарковаться удалось недалеко от станции метро "Беломорская". Погодка стояла солнечная, тёплая - настоящая золотая осень (дело было 11 октября).
Не доходя до парка Северного речного вокзала увидела я на карте пометку "Поляна чудес". Расположена она рядом со строящимся Храмом святого праведного воина Федора Ушакова – покровителя моряков и защитников Отечества. Вот только на поляне чудес остался лишь один обитатель... остальные видимо решили покинуть страну это место.
И вот мы входим в парк Северного речного вокзала. Красивый, ухоженный парк, по дорожкам которого одно удовольствие прогуливаться. Пока мы с вами движемся в сторону Северного речного вокзала, расскажу историю этого места.
Как я уже говорила, отреставрированный вокзал открыли в сентябре 2020 года. Реставрировать его начали в 2018 году. Руководил проектом архитектор Константин Беляев. А всего здание восстанавливали более 500 человек. До этого момента здание стояло бесхозным аж 8 лет (с 2010 года).
В 1930-х годах Москва быстро росла: застраивались новые территории, открывались фабрики и заводы, увеличивалось население. Из-за этого в городе начались проблемы с питьевой и технической водой. Тогда в 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) постановил «коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».
Строить канал Москва — Волга (сейчас — канал имени Москвы) начали в 1932 году. Чтобы соединить две реки, потребовалось больше четырех лет. За это время возвели более 200 гидротехнических сооружений, самым крупным из которых стал Северный речной вокзал.
Открыли здание в 1937-м, в один год с каналом имени Москвы. Ни один другой советский речной вокзал не был так богато оформлен. Впервые в СССР появилось общественное пространство. Здесь не только продавали билеты на речной транспорт: можно было посетить парикмахерскую, библиотеку, душевую, почту, комнату матери и ребенка.
Спустившись к причалу, где швартуются корабли, на причальной линии мы увидели ручей, имитирующий канал им. Москвы с копиями шлюзов «Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2».
Изюминка латунной копии шлюза «Яхрома» - медные скульптуры каравеллы Колумба «Санта-Мария».
Слева от лестницы Северного речного вокзала в масштабе один к пятидесяти стоит латунный макет Северного речного вокзала. Там, где башня соединяется с центральной частью латунного вокзала, в разные стороны света смотрят четыре литые латунные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. Евгения Дубровина и Игорь Проклов выполнили все литые скульптуры для макета из латуни, включая декор в виде якорей.
По набережной курсируют небольшие автобусы.
Спроектировал речной вокзал архитектор Алексей Рухлядев. Он вдохновлялся венецианскими палаццо, в том числе Дворцом дожей. Северный речной вокзал украсили многочисленными арками с фарфоровыми панно, характерными для итальянских особняков. Их выполнила скульптор Ленинградского фарфорового завода Наталья Данько.
Она же украсила колонны главного входа майоликовыми медальонами. На панно Данько изобразила главные стройки тех лет: метро, Днепрогэс, а также новейший транспорт — корабли, дирижабли, поезда.
Северный речной вокзал внешне напоминал пароход: его центральную башню с высоким шпилем сделали похожей на трубу, а три яруса веранд — на палубы. Крыша у здания была плоская. С нее открывался панорамный вид на Химкинское водохранилище и канал имени Москвы.
Башню вокзала украшали часы. А 27-метровый шпиль увенчали рубиновой звездой. По задумке архитекторов его оборудовали выдвижным механизмом. Шпиль должен был подниматься и опускаться и служить маяком. Однако за всю историю его поднимали всего трижды: в честь открытия канала, победы в Великой Отечественной войне и к 850-летию Москвы в 1997 году.
Вокруг вокзала разбили парк, где установили скульптуру Юлии Кун «Водный путь» — один из символов канала имени Москвы. Она изображает девушку с парусным корабликом в руках.
На набережной рядом с вокзалом открыли два фонтана — «Север» и «Юг», которые символизировали Арктику и Крымское побережье Черного моря. Их спроектировали скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов. Фонтан «Север» украсили фигурами гагар и диких гусей. Чашу в его центре держали белые медведи. А фонтан «Юг» изображал группу дельфинов.
В 1960–70-х годах речными перевозками стали пользоваться реже, чем раньше. Северный речной вокзал начал приходить в упадок. Здание обновили к летним Олимпийским играм 1980 года, но решили не реставрировать его, а просто отремонтировать и перекрасить. Из-за этого пострадала первоначальная отделка.
После распада СССР от вокзала и вовсе перестал ходить речной транспорт. В здании расположились многочисленные офисы и магазины. К 2005 году в нем работал только ресторан. И как уже известно, в 2010 году закрыли и его.
Сейчас в вестибюле вокзала находится поп-ап-пространство Музея транспорта Москвы. Экспозиция там меняется каждые два месяца.
На территории парка обитает много белочек, которые отказались от угощения в виде морковки. Ух, избалованные белочки!
Далее мы решили прогуляться по набережной в сторону парка Покровское-Стрешнево.
Несмотря на будний день на набережной было много отдыхающих.
А потом мы дошли до мостика, который так красиво смотрелся в золоте осени, что мне захотелось сфотографировать его со всех ракурсов.
Знакомая меня спросила "Ну и как тебе парк?"
Что я ответила? "Красиво, уютно". Есть велодорожки, места для отдыха, белочки. Жаль, что у нас в городе не такого парка...
Спасибо, что дочитали до конца!
Все фотографии, использованные в статье, принадлежат автору.
Буду благодарна отметке "Нравится" (палец вверх).
Подписывайтесь на мой канал ---> "Дневник велозависимой"
И до новых встреч!