Самые первые стройки
Первые капитальные постройки на территории региона возвели в XV веке, и сделали это китайцы. Их следы остались на территории Ульчского района, на Тырском утесе. Колонны и плиты с письменами на китайском, чжурчжэньском и монгольском языках были обнаружены здесь в 50-х годах XVII века русскими первопроходцами.
Судя по описаниям XIX века, на вершине утеса стояли две одинаковые стелы высотой в два аршина (1,42 м), покрытые письменами. Между ними лежала половина большой колонны, которая раньше стояла на восьмиугольном пьедестале. Неподалеку была еще одна колонна. До наших дней развалины не дожили. Возможно, их сбросили в воду русские переселенцы. Стелы успели спасти, они находятся в музее во Владивостоке.
В целом, согласно переводам, история Тырских храмов такова: весной 1411 года китайский император Чэн-цзу отправил придворного евнуха Ишиха во главе отряда из тысячи с лишним правительственных войск на 25 больших судах искать по Амуру выход к морю.
В 1413 году Ишиха достиг низовьев реки, и на «высокой и красивой горе» (Тырский утес) поставил храм и установил памятную стелу с надписью. Все это было сделано «для умиротворения людей этого владения с тем, чтобы они узнали почтительность и послушание». И люди, если верить надписи, сразу «умиротворились».
Спустя 20 лет, в 1433 году, уже при новом императоре Сюань-цзуне, Ишиха вернулся в Нургань во главе отряда из двух тысяч воинов на 50 больших судах.
Как выяснилось, умиротворения не получилось. От храма осталось одно основание, монахи, оставленные первой экспедицией, бесследно исчезли. Ишиха отдал приказ о восстановлении кумирни. Чтобы описать подвиги второй экспедиции, поставили еще одну стелу. Однако новый храм постигла та же участь – он просуществовал не более 10 - 20 лет, а крупные экспедиции китайцев на Амур прекратились.
Самая первая столица
Изначально столицу Дальнего Востока планировали разместить в Мариинске (ныне — село Мариинское на территории Ульчского района). Именно там были проведены первые переговоры уполномоченных Китая и генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва (впоследствии – Амурского) о разграничении дальневосточных земель.
15 сентября 1855 года в Мариинское, где в то время находился генерал-губернатор, прибыла китайская делегация, в которую входили уполномоченные от провинций Хэйлунцзян и Цзилинь.
Обе страны тогда находились в незавидном положении – Россия проигрывала Крымскую войну союзу западных держав, а Китай недавно постигла та же участь в Первой опиумной войне и он готовился капитулировать вновь во второй.
Муравьёв убеждал китайских делегатов в том, что в этих условиях неразграниченные приамурские территории находятся под угрозой захвата западными державами, поэтому необходимо урегулировать вопрос. Реки Амур и Уссури были названы самой бесспорной и естественной границей. Свободное плавание по реке предлагалось открыть только для русских и китайских судов.
Переговоры в Мариинском стали основой для подписания через несколько лет Айгунского и Пекинского договоров, установивших окончательную границу между Китаем и Россией на Дальнем Востоке.
Самые первые деньги
Знаменитый путешественник Николай Пржевальский снарядил свою первую монгольскую экспедицию, в ходе которой была открыта легендарная одноименная лошадь, на деньги, заработанные на Амуре в 1869 году. Заработал он их так – попав к нам в командировку в качестве инспектора военного ведомства, штабс-капитан Пржевальский застрял на зиму в Николаевске-на-Амуре. Там он выиграл в карты у местного купца 12 тысяч рублей — огромные деньги, на которые можно было купить пару домов в столице.
Перед отъездом из Николаевска Пржевальский вышел на берег реки и выбросил колоду. Свои мысли в тот момент он так описал в своей книге: «с Амуром прощайте и амурские привычки». И с тех пор карт в руки не брал и на Амур не возвращался, несмотря на все заманчивые предложения.
Самый долгий тоннель
Дуссе-Алиньский тоннель на БАМе в Верхнебуреинском районе строили с перерывами почти 40 лет. Первые рабочие, в основном заключенные, прибыли сюда в 1939 году, тогда же началась проходка. Однако в 1942-м работы на Байкало-Амурской магистрали вообще, и на тоннеле в частности, были свернуты, все уложенные рельсы сняли и отвезли под Сталинград – строить временную рокадную (идущую вдоль линии фронта) железную дорогу.
Проходка возобновилась после войны и была закончена в 1950 году. Однако после смерти Сталина строительство БАМа было вновь остановлено, а рельсы сняты. Практически готовый тоннель забросили, и к 1960 годам он весь заполнился спрессованным, не тающим даже летом, льдом. Окончательно его довели до ума лишь в 1977-м.
Самые первые бои
Первые и пока последние городские бои проходили в Хабаровске в апреле 1920 года.
Это запутанная история началась в Николаевске 12 марта 1920 года. В этот день японский гарнизон, нарушив перемирие, атаковал штаб красного партизанского отряда Якова Тряпицина. После двух дней ожесточенных боев японцы, явно уступавшие партизанам в численности, были разбиты. Затем последовало поголовное убийство всех японцев (включая гражданских, а их в городе было тогда очень много) и их «пособников» из числа русских, а также полное разрушение Николаевска, от которого город, по сути, так и не оправился.
В ответ японцы, которые оккупировали тогда почти все крупные города Дальнего Востока, провели акцию возмездия, которую называли «операцией по разоружению».
Утром 5 апреля 1920 года японская артиллерия открыла огонь по Хабаровску. Обстрелу подверглись не только штаб красных войск и казармы, но и случайные гражданские здания, включая ЦУМ. По сути, это были даже не бои, а избиение, поскольку красноармейцы не смогли оказать достойного сопротивления. Убитых и раненых в тот день никто не фиксировал, но счет шел на тысячи. Сохранилось немало фотографий, где японцы позируют с грудами трупов.
- Нас окружили японцы и разоружили. Всех одетых в военную форму они поощрительно хлопали по плечам и приговаривали: «Наша солдат, ваша солдат, все равно братка», нам же, рабочим, присоединившимся к бойцам в нашей обычной одежде, они, угрожая, говорили: «Это бурсука (большевик) – все равно собака», стали бить нас прикладами, - вспоминал очевидец.
На следующий день, 6 апреля 1920 года, было объявлено о создании буферной Дальневосточной республики со столицей в Верхнеудинске (ныне -Улан-Удэ). Смыслом существования этого якобы независимого государства было не допустить прямого военного столкновения Советской России с Японией. На некоторое время при поддержке Японии белые силы на Дальнем Востоке взяли реванш, заняв, Хабаровск.
Японские интервенты покинули Хабаровск 21 октября 1920 года, уйдя в Приморье, откуда отплыли на родину только в 1922 году.
Самая странная область
При образовании Хабаровского края 20 октября 1938 года в него включили шесть подчиненных областей - Хабаровскую, Нижнеамурскую (столица - в Николаевске-на-Амуре), Еврейскую автономную, Амурскую, Камчатскую и Сахалинскую. Магаданская область тоже входила в Хабаровский край, но никак не называлась (да, такое возможно — на картах она значилась как «территория непосредственного подчинения», а фактически управлялась трестом «Дальстрой», который вел там добычу золота руками зеков).
А в феврале 1946 года в состав Хабаровского края включили еще одну область - Южно-Сахалинскую, которую на тот момент населяли четверть миллиона японцев. Таким образом в крае стало семь областей, и управлять таким хозяйством стало решительно невозможно.
Уже через год Сахалин у Хабаровского края забрали, а далее постепенно «отжали» и все остальные области. Самой последней ушла в 1991 году Еврейская автономия.
Напомним, первым руководителем Хабаровского края после его образования в 1938 году стал Владимир Донской. О его непростой истории рассказывал DVHAB.ru.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru.