Найти в Дзене
Кино без мужа

ПОЧЕМУ ХЮРРЕМ И АЙБИГЕ НЕ БЫЛИ ПОДРУГАМИ И НИКОГДА БЫ ИМИ НЕ СТАЛИ

Крымскую принцессу Айбиге достаточно часто "сватают" в подруги и последовательницы Хюррем-султан. Мол, характером схожи, а значит, прекрасен мог бы быть их союз. Мне кажется, так можно думать только при отсутствии понимания, какая пропасть лежала между этими двумя молодыми женщинами.

И если дочь Сахиба Гирея могла себе позволить эту пропасть не замечать, то у хасеки такой привилегии не было. Какой главный рефрен сериала? Правильно, "знай свое место". И Хюррем его знала. Она всегда помнила (во многом благодаря милым родственницам со стороны мужа), что рабыня и так ею и останется несмотря ни на что. И строго говоря, это так и было, и в глубине души Хюррем была согласна с этими обидными упреками. Благодаря такой самокритичности она и выжила, и рассталась с жизнью не в волнах Босфора, а в объятиях султана, оплаканная многочисленными родными и подданными. (Она сама об этом говорит на могиле поверженного Ибрагима).

-2

Так вот, этот сложный социально-психологический статус Хюррем Айбиге был неизвестен. Она была слишком молода и беззаботна, чтобы с ходу возненавидеть хасеки. Симпатия к невестке у девушки возникла исключительно на волне юношеского максимализма, когда душа жаждет бунта и все равно против кого бороться — главное бороться!

-3

Вспомните, какой няш-мяш была Хатидже-султан до романа с Ибрагимом. Справедливой, сдержанной, демонстрирующую готовность поддержать притесняемую русскую рабыню. Династизм головного мозга начался гораздо позже.

В общем, Хюррем все это уже проходила. Учитывая очень юный возраст крымской пришелицы, строить далеко идущие планы относительно союза с ней, было глупо. А хасеки глупых поступков почти никогда не совершала. Поэтому с ее стороны никакой дружбы в отношение Айбиге не было, только голый расчет: использовать экзотичную родственницу в корыстных целях.

Не забывайте, в то время еще была жива Валиде, в руках которой и была сосредоточена власть над гаремом. А кроме того, она имел огромное влияние на султана. И давала Хюррем прикурить. Поэтому упустить такой выгодный вариант для манипуляций и шпионажа, как Айбиге, хасеки не могла. Как не могла и допустить династийного брака между крымской наследницей и Мустафой, главным претендентом на престол.

В общем, началось как обычно, все за здравие, а кончилось вы помните чем. Конечно, хасеки поступила непорядочно, заложив Айбиге и Бали бея. Но своя-то рубашка ближе к телу: то приятельница, а то родные сыновья и собственная жизнь. Случись это в мирном XX столетии... а не случилось бы просто. А в XVI веке у Хюррем не было особого выбора. Сдав Айбиге хасеки решала две задачи: разрушала династийный брак, способствовавший укреплению соперника сыновей и сохраняла позиции своего шпиона (Эфсун) во вражьем стане.

-4

Многим зрительницам искренне жаль Айбиге, разлученную с возлюбленным Бали беем. Да только будущего у них уже не было, когда Хюррем их закладывала. Ведь крымская ханша уже согласилась выйти за Мустафу. Скорее даже будучи пойманной с поличным, у нее появлялись призрачные шансы соединиться с любимым. Впрочем, нет. Эти отношения были обречены с того момента, как надувшаяся как мышь на крупу, Айбиге на Бали бея сказала "да" двоюродному брату Махидевран с Валиде. А все уже, а надо было раньше (с).

Умная Хюррем это понимала, и, будучи хладнокровной женщиной, нанесла сокрушительный удар, понимая, что Айбиге с Малкочоглу ничего не светит. Все ее слова о том, что "когда-нибудь... потом... вы будете вместе" — блеф. Хюррем, может и выдумала бы невероятный способ воссоединения с любимым. Но Айбиге — нет.

Это Хюррем тоже понимала, поэтому сознавала, что жертвовать будущим своих детей ради "подруги", пути с которой так или иначе разойдутся, бессмысленно.

Да, Айбиге казалась дерзкой и независимой... вернее, хотела казаться. В глубине души она такой не была. Это был юношеский протест и юношеский максимализм, очевидно отчасти поощряемый отцом (мужские прикиды и ношение холодного оружия). В отличие от любимой сестры Валиде, семья Сахиб Гирея, очевидно, была крепкой, любящей и сплоченной. (Наверное, законы престолонаследия в Крымском ханстве были помягче). Поэтому Айбиге выросла такой адекватной. Но тем не менее, она все равно была капризной, избалованной и инфантильной. Т.е. из того же теста, что и дети Валиде. И поиграв в дружбу с Хюррем, рано или поздно, на бы все равно примкнула к враждебному клану — свободной волей или вынужденно.

Почему я так считаю? Вот доказательства из сериала.

-5

1) Айбиге долго допекает Бали бею. Уважения к мужчине и воину у нее... ноль. Как и к его чувствам. Девочка самоутверждается, и грубо проходится по чувствам Малкочоглу. Так Айбиге ведет себя, потому что с детства привыкла, что все подчиняются и преклоняются перед ней. Условный рефлекс на людей, ниже по статусу: делать в их отношении все, что захочется. Да, юность, да гормоны, но такое поведение не делает ей чести ни как мусульманке, ни как знатной особе. Ведь Бали бей не работяга какой-то, он крупный государственный деятель. Например, Михримах в таком положении я представить не могу. А вот с той же Махидевран что-то общее есть, пусть и а разы лайтовее.

Еще один интересный момент: когда играя Айбиге приставляет нож к горлу Малкочоглу, а тот валит ее наземь, от игривости и веселости принцессы не остается и следа и она вопит, что тому не поздоровится. Т.е. ей нападать с ножом можно, а другим нельзя и пальцам к ней прикоснуться. Т.о. понимание своего высокого положения у Айбигеши на подсознательном уровне отложено.

А как говорится, сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит. Так и Айбиге, хоть и изображает барышню-крестьянку, по факту династия до мозга костей.

-6

2) Под легким давлением Валиде и Махидевран, Айбиге достаточно быстро соглашается на брак с Мустафой. Отмазка в духе "я же не знала, что ты меня любишь" принимается только из-за возраста новоиспеченной невесты. В глубине души Айбиге свыклась с мыслью, что ее выдадут за знатного и богатого человека, поэтому и дала свое согласие так быстро. Она уже заранее была готова к подобному повороту в своей судьбе.

А вот когда Махидевран отвешивает той пощечину, Айбиге теряется. Да, она попала в неловкую и опасную ситуацию, и все указывает против нее, но это вовсе не дает права рабыне бить госпожу. Опять же, не представляю Михримах в такой ситуации даже в том же возрасте. Михримах свое достоинство госпожи берегла: попробуй рабыня, пусть и мать шехзаде только замахнуться, ей бы не поздоровилось, сколь бы ни была виновата сама Михримах.

Такое поведение Айбиге дает мне основание полагать, что в случае давления девушка бы выступила вместе со своими родственницами против Хюррем. Тем более, если бы на нее нажали посильнее.

3) Выйдя замуж и родив детей, Айбиге стала бы повязана одной цепью с супругом. И если бы у того вышли терки с Хюррем, крымская принцесса приложила бы максимум усилий, чтобы защитить именно мужа — а ресурсы у нее имелись бы немалые. Потому что своя рубашка ближе к телу. Да и тетушки бы стали использовать мужа Айбиге для мести Хюррем: продвигали бы его по службе и т.п.

Для особо одаренных и привыкших читать по диагонали: я не считаю, что повзрослев, Айбиге предала бы Хюррем. Она — светлая и добрая девушка. Но инфантильность делает ее ненадежным человеком. Дружить с такими Хюррем себе позволить не могла даже когда была уже в почтенном возрасте. А вкладывать душу в отношения с подругой, которую в любой момент настроят против, пустая трата времени и сил.

Что касается Айбиге — едва ли она понимала всю сложность характера хасеки, ее потаенные страхи и боль. И едва ли захотела бы прилагать усилия, чтобы разобраться. Разве должна династия снисходить до проблем бывших рабов? Поэтому их союз распался бы рано или поздно. Дружить они могли бы только в одном случае: если бы Айбиге замуж выдала сама Хюррем на свое усмотрение.

За Рустема, например:)

Друзья, не забудьте поставить лайк! Я так старалась...