Поэзия Ходасевича похожа на пушкинскую, но со своими характерными особенностями. Это подмечали современники поэта. Отпечаток на нее также накладывали эпоха и события, происходящие в жизни стихотворца, его «символическое» прошлое. Интересное смешение времени, мест, течений и таланта. Однако поэт не был популярен среди современников. Да и сейчас недооценен, хотя его произведения – это сила и глубокий смысл.
В 1922 году выходит цикл стихотворений «Тяжелая лира», который несет в себе неприятие существования человека в настоящих условиях. Об этой последней книге, изданной на родине, я хочу поговорить с вами.
Дух и Тело
Цикл «Тяжелая лира» непременно заставляет задуматься. Здесь герой как будто пытается избавиться от гнетущей его тяжести, противопоставляет себя этому миру. Сам Владислав Ходасевич в 20-е годы пытался противостоять системе. Однако соглашался с тем, что в какой-то момент может все-таки примкнуть к большевикам, если так будет безопаснее.
Поэт признавался, что он выбрал «тяжелую лиру», а не легкую поэзию. Точнее, кто-то вручил ему ее. Возможно, он говорит об обстоятельствах своей жизни, которые не оставили ему выбора.
Поэт описывает взаимоотношения Души и телесного Я. Сам герой не может определиться, как он относится к себе. Он может испытывать любовь, граничащую с эгоцентризмом, и презрение. Отрицательные эмоции вызваны телесным Я, положительные – сосудом, вмещающим душу. По сути, подразумевается человек в целом в двух своих проявлениях: духовном и материальном.
Поэт заявляет, что «духом» не стать, пока «не выплачешь земные очи» и «кровь не выступит из пор». То есть стать духовным человеком невозможно, если не прошел испытаний. В некоторых стихах он представляет смерть человека в качестве освобождения и средства обретения духа. В других стихах смерть – это лишь еще одно испытание. А конец жизни – это рождение новой реальности взамен той, с которой он борется на протяжении цикла. Освобождение души неминуемо придет, но все это в будущем.
Особенность поэзии Ходасевича и его взгляда на мир – реальность. Он смотрит на себя и на вещи без искажений:
Неужели вон тот – это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Современники подтверждали, что он действительно производил впечатление болезненного человека с неограниченным и пытливым умом. В то же время в некоторых стихах исследователи увидели отвержение революции:
И революции не надо!
Действительно, Ходасевич – один из первых, кто начал говорить о бренности бытия, вражде старых друзей и преклонении перед представителями нового мира. В его стихах звучали призывы прекратить это:
«Перешагни, перескочи,
Перелети, пере – что хочешь…».
Иные строки говорят о необходимости найти «ключ» к новому миру:
«Сам потерял – теперь ищи…».
Напомню, что поэт, действительно, чувствовал себя потерянным в связи с изменениями, которые происходили во внешней среде.
Кому мне поведать, как жалко
Себя и всех этих вещей.
Отделение души от тела – показатель потери связи с духовным началом. Поэт описывал уход его поколения в материальные ценности в угоду эпохе. Он был другим и чувствовал иначе, поэтому его поэзию не понять.
И твёрдо знаю, что народу
Моих творений не понять.
Поэт сомневался в будущем своих творений, но знал, что немногим удастся его раскрыть:
И я всегда буду для немногих, и то, если меня откопают.
«Для немногих» – показатель элитарности? Быть для всех – это просто и скучно. Высокий смысл, возможность изучать, угадывать и раскрывать новый смысл – вот то, что отличает поэзию Ходасевича и его цикл «Тяжелая лира».
Сейчас его стихи становятся популярнее. Может, потому что вновь наступила эпоха, в которой вопросов больше, чем ответов?
И вопрос к вам: Ходасевич – элитный поэт или непопулярный стихотворец?