Началось всё с того, что одна упорная женщина дошла до Конституционного Суда РФ с жалобой на неконституционность ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Данная норма нас мало интересует, но в постановлении есть довольно «вкусные» моменты, которые мы предлагаем использовать в практике...
Итак, суды рассматривали:
а) действия (точнее - бездействие) юридического лица по персонифицированному учёту в системе пенсионного страхования (рассматривал АС Пермского края);
б) бездействие должностного лица (самой заявительницы), заключающегося с несвоевременном предоставлении формы СЗВ-Стаж (мировой судья учёл как отягчающее обстоятельство факт ранее совершенного юридическим лицом административного правонарушения).
По мнению заявительницы, оспариваемая норма КОАП РФ не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 46, 49, 50 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать должностное лицо к административной ответственности при отсутствии допустимых доказательств и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, при недоказанности вины и противоправности в действиях должностного лица, а также при наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда, в котором действия организации, обусловленные действиями ее должностного лица, не получили квалификацию в качестве правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Конституционный Суд РФ указал так:
ЕСЛИ
а) если имеется вступивший в силу судебный акт, в котором действия (бездействие) организации не были квалифицированы как правонарушение;
и при этом
б) опровергнуто наличие оснований для привлечения организации к ответственности;
ТО
при рассмотрении вопроса об административной ответственности должностного лица этой организации правоприменитель должен обосновать необходимость наложения взыскания на должностное лицо.
И это разумно, поскольку само по себе юридическое лицо - правовая фикция, а все действия (бездействие) от его имени совершаются тем или иным должностным лицом юридического лица.
А вот что представляет интерес для каждого читателя: если всё-таки будут установлены основания для привлечения должностного лица к ответственности, следует учитывать возможность ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).