Найти тему
Исследуем Кавказ

Быть потомком алан

Оглавление

Почему тема аланства будоражит людей до сих пор? Почему любая публикация, в которой упоминается это некогда великое племя, вызывает бурную дискуссию? Кто из современных народов на самом деле имеет право на наследие древних воинов?

Вечно воинствующие

Понять неутихающую полемику вокруг алан и их потомков на Кавказе очень легко. Каждый народ хочет быть сопричастным к великой истории.

Племя, завоевавшее Европу, Азию, добравшееся даже до Африки, оставило много следов: башни и древние городища, храмы и погребальные склепы, драгоценности и оружие.

Римский писатель I в. Лукиан называет алан «суровыми и вечно воинственными».

Другой римский историк IV века Аммиан Марцеллин в труде «История» пишет: «Аланы занимают простирающиеся на неизмеримое пространство скифские пустыни. Имя их происходит от названия гор. Мало-помалу они подчинили себе в многочисленных победах соседние народы и распространили на них свое имя, как сделали это персы... Аланы, разделенные по двум частям света, раздроблены на множество племен, перечислять которые я не считаю нужным. Хотя они кочуют как номады, на громадном пространстве на далеком друг от друга расстоянии, но с течением времени они объединились под одним именем и все зовутся аланами вследствие единообразия обычаев, дикого образа жизни и одинаковости вооружения».

-2

Эти строки так же принуждала античному историку: «Почти все аланы высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… Рабства не знают, будучи все одинаково благородного происхождения, в судьи, начальники, правители выбирают до сих пор лиц, долгое время отличавшихся в боях… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».

Именно это свободолюбие, воинственность, благородство, наверно, и привлекают современных горцев.

Кто потомок?

Несколько десятилетий историки ищут ответ на вопрос кто же из горцев является потомком знаменитого племени?

«…к выводу о несомненной этнической связи балкаро-карачаевцев с одной из ветвей аланского объединения племен и о том, что последними носителями термина «алан» в качестве этнического названия были балкарцы и карачаевцы, на языке которых этот термин в значении «друг» и «товарищ» сохранился и по сей день…»,- читаем у профессора Георгия Кокиева.

-3

В статье «К вопросу о происхождении и временном расселении балкарцев и карачаевцев на нынешней территории», опубликованной ученым в далеком 1941 году приведены такие данные: «…карта принадлежит неведомому автору, но известно, что она составлена при департаменте Генерального штаба, где пользовались ею при завоевании Кавказа. Последнее обстоятельство до какой-то степени гарантирует относительную точность карты. Составлена она в конце XVIII в. Составитель карты в основном правильно ориентировался в кавказской геоэтнической среде. На карте все горские племена Северного Кавказа помещены в тех местах, где они живут и до сих пор. Но на ней нет ни балкарцев, ни карачаевцев. На территории, которую они занимают в настоящее время, вместо балкарцев и карачаевцев нанесены аланы…»

Но тут же уважаемый историк добавляет: «…из этого факта нельзя, однако, делать заключения, будто из всех северокавказских горцев только балкарцы и карачаевцы являются потомками древних кавказских алан. Напротив, в историческом прошлом термин «алан» был собирательным названием всех горцев…»

-4

Кстати, профессор Георгий Кокиев осетин, он родился в селении Вольно-Христиановское в Осетии.

Один из компонентов

У другого не менее уважаемого ученого можно прочитать такие строки: «История алан непосредственно связана с ранним этапом истории осетинского народа и его этногенезом. В первую очередь, сказанное относится к той части алан, которая в I - начале II тыс. н. э. размещалась в центральной части Северного Кавказа, между верховьями Кубани и Терека. Именно эти аланы-осы, смешавшиеся на очередной территории с более ранним кавказоязычным населением, положили начало современным осетинам, их культуре, языку… В то же время признано, что в качестве одного из компонентов аланы участвовали в формировании карачаевцев, балкарцев и ингушей, что исторически сближает эти народы с осетинами и объясняет часть схождений в их культуре…».

Строки принадлежат Владимиру Кузнецову, который почти 50 лет жизни посвятил изучению племени алан и его истории.

Об общности предка осетин и карачаево-балкарцев писала кавказовед-археолог, доктор исторических наук В.Ковалевская: «И для осетина, и для балкарца, и для карачаевца наших дней нет сомнения в том, что аланы — это их славные предки…»

Социальное наполнение

Существует еще одна гипотезе, согласно которой «термин «аланы» изначально имел не этническое, а социальное наполнение – так, якобы, обозначалась подчиняющаяся строгой дисциплине дружинная воинская прослойка различных сарматских племен». Ее авторы археологи А. Наглер и Л. Чипирова.

-5

Готовя эту публикацию я наткнулась минимум нашесть различных гипотез, связанных с происхождением, расселением алан и их потомков. Уверена, что их намного больше.

На генетическом уровне

Да, историки прошлого опирались в своих выводах на древние источники и археологические данные. Сегодня наука продвинулась далеко вперед. Этническую картину мира можно восстановить на генетическом уровне. Стало модным основывать исторические теории на исследованиях ДНК человека.

Но, увы, даже они не дали единого ответа.

К примеру, совершенно свежее исследование, опубликованное в Вестнике Московского университета, серия XXIII Антропология, за март 2022 года отрицает принадлежность осетин к аланам. В выводах к статье « В поисках аланского следа: генетическая история Северного Кавказа по полногеномным данным об аутосомном генофонде» читаем: «…Не подтверждена гипотеза наличия общего аланского следа в генофондах современных народов, проживающих в ареале аланской «метрополии». Если предполагать, что обе предковые компоненты – «осетинская» и «нахская» – отражают генетическое наследие алан, то придется допустить совокупность маловероятных событий….»

«… «Осетинская» и «нахская» предковые компоненты дают наибольший вклад в геномы осетин, ингушей и чеченцев при заметном вкладе в геномы других народов Северного Кавказа. Генофонд балкарцев предстает сложносоставным – с наибольшим вкладом «абхазо-адыгской» и с малым вкладом «осетинской» и «нахской» предковых компонент. В генофонде карачаевцев преобладает собственная «карачаево-ногайская» компонента. Анализ структуры генофонда осетин показал, что вклад «осетинской» предковой компоненты выше у южных обществ осетин и некоторые осетинские общества могли в большей мере сохранить аланский след…»

Результаты исследования популяционной генетики вообще все спутали. Гаплогруппы R1a-Z2123 (1/3 - J2a, 1/3 - G2a, 1\3 - R1a), G2a1, J2 и множество других обозначений не привнесли ясности в вопрос аланства горцев.
«…меньше всего подверглись влиянию других народов и сохранили свою гаплогруппу - Ингуши (J2 -89%). Далее идут Осетины (G2a1 - 68%). И уже в самом конце - Карачаево-Балкарцы (R1a - 30%). Вывод: аланами являются современные Ингуши, Осетины, Карачаево-Балкарцы…», цитируют разные группы без ссылок на источники.

Одним словом, каждый может найти в интернете выводы, которые ему больше всего нравятся.

Все силы на дебаты!

Да, конечно можно бросить все силы и знания на доказательство своей принадлежности к аланам, гуннам, сарматам, скифам, готам, другим известном в прошлом племенам. Вполне закономерно, что каждый народ претендует на великое прошлое.

Но при этом мы живем как живем: забываем традиции, не уважаем друг друга, пользуясь анонимностью пишем гадости про всех подряд.

А может вместо того, чтобы искать знатных предков было бы правильнее потратить все эти ресурсы на то, чтобы сделать современный Кавказ великим?! Может тогда потомки будут гордится нами, а если повезет, даже рьяно защищать право называть себя осетинами, карачаево-балкарцами, ингушами, адыгами, а главное кавказцами!