Найти тему

Похороны достопочтенного имама Хасана ибн Али (а.с)

Похороны достопочтенного имама Хасана ибн Али (а.с)
Похороны достопочтенного имама Хасана ибн Али (а.с)

(предыдущая статья здесь)

Что касается похорон Хасана, то в источниках о происходящем есть множество искажений и противоречий.

У Захаби есть следующие утверждения: «...Когда подошло время смерти Хасана, который жил 10 лет в Медине, то Аише было отправлено послание о том, что он хочет быть похоронен рядом с Пророком. И Аиша дала добро на это. Когда Хасан умер, то Хусейн обратился к Аише и объяснил ситуацию. И Аиша ответила: «Я с удовольствием приму это. Пожалуйста»[1].

Однако, Якуби пишет, что Аиша была категорически против этого желания[2].

В итоге, Хасана так и не похоронили рядом с его дедом, с Посланником Аллаха. Пишут, что против захоронения выступили Омейяды, но в то же время в источниках приводятся сведения, что Аиша никоим образом не соглашалась с тем, чтобы внука Посланника Аллаха похоронили рядом с ним.

Мы понимаем, что все так и было из некоторых суннитских источников, а также со слов самих имамов Ахли Бейт.

Мухаммад бин Муслим передает следующее: «Я слышал, что Абу Джафар (Мухаммад Бакыр) говорил следующее: «Когда Хасан бин Али был уже при смерти, то сказал своему брату Хусейну следующее: «О, мой брат! Я оставлю тебе свое завещание, и исполни его. Когда я умру, то омой мое тело, заверни его в саван и умости благовониями, подготовь его к похоронам. Затем доставь меня к Посланнику Аллаха, я обновлю с его помощью свою клятву. Затем поверни меня к матери. Затем забери меня и похорони на кладбище Баки.

Знай, что от Хумейры (Айшы) придет отказ. Аллах и люди знают, какие она совершила ошибки по отношению к Аллаху и Посланнику, и знают об ее враждебности к Ахли Бейт».

Когда Хасан умер, то его положили в короб. Затем его доставили на место, где заупокойные молитвы читал Посланник Аллаха.

Заупокойную прочитал Хусейн. Затем его вынесли оттуда и принесли в мечеть Пророка. В это время Марван бин Хакама скажет так: «В то время, как Османа похоронили на отдаленном уголке кладбища Баки, мы разрешим, чтобы Хасана похоронили в доме Посланника Аллаха?»

Еще немного и дошло бы до вооруженного столкновения, Абдуллах бин Аббас ответил Марвану так: «Эй, Марван, иди туда, откуда пришел! Мы не хотим похоронить нашего друга рядом с Посланником Аллаха. Мы навещаем его и таким образом укрепляем свою привязанность к нему. Затем мы отнесем тело к нашей великой родительнице, к Фатиме, дочери Асада, а затем предадим тело земле. Если бы Хасан завещал обязательно похоронить его рядом с Пророком, ты знаешь, у тебя не хватило бы сил воспрепятствовать нам для исполнения его завещания. Однако имам Хасан лучше всех знал об уважении к Аллаху, Посланнику Аллаха и к его могиле, и о том, что нельзя её подвергать опасности разрушения.

Между тем, другие проявили к нему неуважение и без его разрешения вошли в его дом».

Хусейн сказал следующее: «Клянусь Аллахом, если бы Хасан не предостерег меня и не запретил бы мне из-за него проливать хоть бы каплю крови, то вы бы увидели, как мечи Аллаха отомстили бы вам. Вы растоптали договор между нами. И этим вы отменили пункты соглашения».

Пока люди находились в ожидании у могилы, кто-то сообщил Аише, сказав, что «Хасана принесли, чтобы похоронить рядом с Посланником Аллаха».

Она сразу же вышла из дома и оседлала мула (первой женщиной в истории ислама, которая оседлала мула, стала Аиша). И она закричала: «Уберите своего сына от моего дома. Никого нельзя хоронить в этом доме, я не разрешу запятнать честь Посланника Аллаха».

Хусейн ей сказал: «В прошлом ты и твой отец запятнали честь Посланника Аллаха. И ты привела в его дом тех, кого он не хотел видеть своими близкими (он имел ввиду Абу Бакра и Омара). Аллах спросит с тебя за это, о, Аиша! Мой брат приказал мне приблизить его к его отцу, к Посланнику Аллаха и обновить свою клятву. Знай, что мой брат самый сведущий среди людей, кто знал Аллаха и Посланника. Он лучше всех толковал книгу Аллаха. По этой причине он не может запятнать честь Посланника Аллаха. Потому что Аллах повелел: «О те, которые уверовали! О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят»[3].

Клянусь своей жизнью, ты, твой отец и Омар прямо у мочки ушей вырыли ямы. Между тем, Аллах повелел следующее: «Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда»[4].

Клянусь своей жизнью, поскольку ты похоронила своего отца и его Фарука (настолько рядом) с Посланником Аллаха, что доставила ему страдания и нарушила его право, этим вы доставили ему боль. Не было соблюдено его право. Потому что то, что Аллах сделал запретным при жизни остается запретным и после смерти.

О, Аиша! Клянусь Аллахом, если бы Аллах сделал для нас разрешенным похоронить Хасана рядом с его отцом, Посланником Аллаха, то, несмотря на твое несогласие, мы бы его похоронили".

Затем заговорил Мухаммад Ханафийа. И он сказал: «О, Аиша! Из-за ненависти к хашимитам ты один день на спине мула, а другой - на спине верблюда. Ты не можешь ни себя контролировать, ни оставаться на одном месте!»

Аиша сказала ему: «Эй, сын Ханафиий! Это все дети Фатимы. Они поэтому спорят, а тебе что с этого?»

Хусейн ей ответил так: «Ты не сможешь отдалить сыновей Фатимы от Мухаммада. Клянусь Аллахом, их родили три Фатимы. Одна - это Фатима дочь Имрана, сына Аиза, сына Арма, сына Махзума, другая - Фатима, дочь Асада, сына Хашима, еще одна Фатима - дочь Заида, сына Асама, сына Раваха, сына Хиджра, сына Абдумаиса».

В ответ Аиша сказала Хусейну так: «Удалите вашего сына. Унесите его отсюда. Вы племя, которое хочет вражды».

Затем Хасана направили к могиле матери. Затем Хусейн прочитал заупокойную и похоронил его на кладбище Баки[5].

Согласно другому преданию, Хасана похоронили рядом с Фатимой, дочерью Асада, сына Абдуманафа из рода хашимитов[6].

Хасана провожала в последний путь огромная толпа, невиданное до того в Медине количество людей. Хашимиты отправили посланников с вестью о смерти имама в находящиеся рядом с Мединой городки и деревни. Жители окрестностей также вышли в путь, чтобы участвовать в церемонии прощания с имамом. Са'лаба бин Малик так описывает многочисленность участников проводов: «Я видел день смерти имама Хасана. Его предали земле на кладбище Баки. Если бы кто-то бросил иглу, то она обязательно упала бы на кого-то»[7].

На похоронах было столь многолюдно, что на кладбище Баки не осталось места, чтобы ступить хотя бы одному человеку[8].

В некоторых источниках сообщается, что заупокойную молитву прочитал губернатор Медины Саид бин аль-Ас из Омейядов, и даже якобы предложение прочитать заупокойную сделал сам Хусейн, но на эти сведения не следует обращать внимания. Поскольку имам Мухаммад Бакыр ясно и точно говорит, что заупокойную над Хасаном прочитал Хусейн и похоронил его на кладбище Баки.

С другой стороны, мы считаем, что противоречит логике то, что имам Хасан мог бы разрешить прочитать заупокойную заклятым врагам Ахли Бейт, омейядскому наместнику, который не дал похоронить Хасана рядом с Посланником Аллаха.

НАПУТСТВИЕ

Кулайни сообщает следующее: «... Хасан умер в 49 году по хиджре в конце месяца сафар. Когда он умер, то ему было 47 лет и несколько месяцев...»

Базилик нашего Пророка, один из двух предводителей юношей в раю, который согласно словам Джанабы Хакка был очищен от всякой скверны и был пречистым, имам Хасан прожил 49 лет жизни, наполненной борьбой и страданиями, и в конце обрел милость Хакка.

Хусейн, находясь у изголовья старшего брата, сказал следующие слова: «Эй, Абу Мухаммад! Да будет на тебе милость Аллаха. Если бы ты был, то ты видел бы истину там, где это возможно. Во время опасности ты решал проблемы с помощью правильных методов и выбрал Аллаха. В твоих глазах великие дары этого мира были ничтожны.

Ты, имея мало сил, умел справляться со свалившимися бедами, посланными твоими врагами. И в твои делах не было чего-то удивительного. Потому что ты ребенок из пророческого рода, ты вскормлен молоком мудрости. В этом случае ты райский путник, окруженный покоем, прекрасным пропитанием и дарами.

Пусть Аллах даст еще больше награды и вам, и нам. Пусть Он и вам, и нам пошлет сильное утешение и терпение»[9]

После Хусейна со скорбной речью выступил его брат Мухаммад Ханафийа: «Пусть Аллах пошлет тебе милость, о, Абу Мухаммад! Клянусь Аллахом, вы прожили жизнь святого и избранного.

И твоя смерть стала скорбью и болью. Как счастлива твоя душа, которая давала жизнь твоему телу! Как счастливо твое тело, которое обнял саван. И почему ему не быть таковым? Ты ребенок божественного пути. Ты подарок обладателям богобоязни, ты один из пяти Асхабы Аль-Киса. Тебя воспитали руки истины. Ты прошел воспитание в объятиях ислама.

Ты впитал молоко от источника веры. Какая прекрасная жизнь и какая прекрасная смерть! Да будет над тобой милость и приветствие Аллаха! И из памяти не исчезнут вспоминания о твоей жизни...»[10]

О, Всевышний Аллах, сделай Ахли Бейт заступниками за нас!

(продолжение следует)

Статья подготовлена используя переводы трудов выдающегося профессора, доктора Хайдара Баша. Перевёл с турецкого - Арслан Кули.

[1] Захаби, т. 3, с. 264

[2] Йакуби, т. 2, с. 225

[3] Аль-Ахзаб, 53

[4] Худжурат, 3

[5] Усул-у Кафи, т. 1, с. 558

[6] Хайату’л Имам Хасан, т. 2, с. 499; Кифайату'т-Талиб, с. 268

[7] Тарих-у Ибни Асакир, т. 8, с. 228

[8] аль-Исаба, т. 1, с. 330

[9] Хайату’л имам Хасан, т. 2, с. 500

[10] Йакуби, т. 2, с. 200; Mасуди, Хашийе-и Ибн Асира, т. 4, с. 4