(предыдущая статья здесь)
Что касается похорон Хасана, то в источниках о происходящем есть множество искажений и противоречий.
У Захаби есть следующие утверждения: «...Когда подошло время смерти Хасана, который жил 10 лет в Медине, то Аише было отправлено послание о том, что он хочет быть похоронен рядом с Пророком. И Аиша дала добро на это. Когда Хасан умер, то Хусейн обратился к Аише и объяснил ситуацию. И Аиша ответила: «Я с удовольствием приму это. Пожалуйста»[1].
Однако, Якуби пишет, что Аиша была категорически против этого желания[2].
В итоге, Хасана так и не похоронили рядом с его дедом, с Посланником Аллаха. Пишут, что против захоронения выступили Омейяды, но в то же время в источниках приводятся сведения, что Аиша никоим образом не соглашалась с тем, чтобы внука Посланника Аллаха похоронили рядом с ним.
Мы понимаем, что все так и было из некоторых суннитских источников, а также со слов самих имамов Ахли Бейт.
Мухаммад бин Муслим передает следующее: «Я слышал, что Абу Джафар (Мухаммад Бакыр) говорил следующее: «Когда Хасан бин Али был уже при смерти, то сказал своему брату Хусейну следующее: «О, мой брат! Я оставлю тебе свое завещание, и исполни его. Когда я умру, то омой мое тело, заверни его в саван и умости благовониями, подготовь его к похоронам. Затем доставь меня к Посланнику Аллаха, я обновлю с его помощью свою клятву. Затем поверни меня к матери. Затем забери меня и похорони на кладбище Баки.
Знай, что от Хумейры (Айшы) придет отказ. Аллах и люди знают, какие она совершила ошибки по отношению к Аллаху и Посланнику, и знают об ее враждебности к Ахли Бейт».
Когда Хасан умер, то его положили в короб. Затем его доставили на место, где заупокойные молитвы читал Посланник Аллаха.
Заупокойную прочитал Хусейн. Затем его вынесли оттуда и принесли в мечеть Пророка. В это время Марван бин Хакама скажет так: «В то время, как Османа похоронили на отдаленном уголке кладбища Баки, мы разрешим, чтобы Хасана похоронили в доме Посланника Аллаха?»
Еще немного и дошло бы до вооруженного столкновения, Абдуллах бин Аббас ответил Марвану так: «Эй, Марван, иди туда, откуда пришел! Мы не хотим похоронить нашего друга рядом с Посланником Аллаха. Мы навещаем его и таким образом укрепляем свою привязанность к нему. Затем мы отнесем тело к нашей великой родительнице, к Фатиме, дочери Асада, а затем предадим тело земле. Если бы Хасан завещал обязательно похоронить его рядом с Пророком, ты знаешь, у тебя не хватило бы сил воспрепятствовать нам для исполнения его завещания. Однако имам Хасан лучше всех знал об уважении к Аллаху, Посланнику Аллаха и к его могиле, и о том, что нельзя её подвергать опасности разрушения.
Между тем, другие проявили к нему неуважение и без его разрешения вошли в его дом».
Хусейн сказал следующее: «Клянусь Аллахом, если бы Хасан не предостерег меня и не запретил бы мне из-за него проливать хоть бы каплю крови, то вы бы увидели, как мечи Аллаха отомстили бы вам. Вы растоптали договор между нами. И этим вы отменили пункты соглашения».
Пока люди находились в ожидании у могилы, кто-то сообщил Аише, сказав, что «Хасана принесли, чтобы похоронить рядом с Посланником Аллаха».
Она сразу же вышла из дома и оседлала мула (первой женщиной в истории ислама, которая оседлала мула, стала Аиша). И она закричала: «Уберите своего сына от моего дома. Никого нельзя хоронить в этом доме, я не разрешу запятнать честь Посланника Аллаха».
Хусейн ей сказал: «В прошлом ты и твой отец запятнали честь Посланника Аллаха. И ты привела в его дом тех, кого он не хотел видеть своими близкими (он имел ввиду Абу Бакра и Омара). Аллах спросит с тебя за это, о, Аиша! Мой брат приказал мне приблизить его к его отцу, к Посланнику Аллаха и обновить свою клятву. Знай, что мой брат самый сведущий среди людей, кто знал Аллаха и Посланника. Он лучше всех толковал книгу Аллаха. По этой причине он не может запятнать честь Посланника Аллаха. Потому что Аллах повелел: «О те, которые уверовали! О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят»[3].
Клянусь своей жизнью, ты, твой отец и Омар прямо у мочки ушей вырыли ямы. Между тем, Аллах повелел следующее: «Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда»[4].
Клянусь своей жизнью, поскольку ты похоронила своего отца и его Фарука (настолько рядом) с Посланником Аллаха, что доставила ему страдания и нарушила его право, этим вы доставили ему боль. Не было соблюдено его право. Потому что то, что Аллах сделал запретным при жизни остается запретным и после смерти.
О, Аиша! Клянусь Аллахом, если бы Аллах сделал для нас разрешенным похоронить Хасана рядом с его отцом, Посланником Аллаха, то, несмотря на твое несогласие, мы бы его похоронили".
Затем заговорил Мухаммад Ханафийа. И он сказал: «О, Аиша! Из-за ненависти к хашимитам ты один день на спине мула, а другой - на спине верблюда. Ты не можешь ни себя контролировать, ни оставаться на одном месте!»
Аиша сказала ему: «Эй, сын Ханафиий! Это все дети Фатимы. Они поэтому спорят, а тебе что с этого?»
Хусейн ей ответил так: «Ты не сможешь отдалить сыновей Фатимы от Мухаммада. Клянусь Аллахом, их родили три Фатимы. Одна - это Фатима дочь Имрана, сына Аиза, сына Арма, сына Махзума, другая - Фатима, дочь Асада, сына Хашима, еще одна Фатима - дочь Заида, сына Асама, сына Раваха, сына Хиджра, сына Абдумаиса».
В ответ Аиша сказала Хусейну так: «Удалите вашего сына. Унесите его отсюда. Вы племя, которое хочет вражды».
Затем Хасана направили к могиле матери. Затем Хусейн прочитал заупокойную и похоронил его на кладбище Баки[5].
Согласно другому преданию, Хасана похоронили рядом с Фатимой, дочерью Асада, сына Абдуманафа из рода хашимитов[6].
Хасана провожала в последний путь огромная толпа, невиданное до того в Медине количество людей. Хашимиты отправили посланников с вестью о смерти имама в находящиеся рядом с Мединой городки и деревни. Жители окрестностей также вышли в путь, чтобы участвовать в церемонии прощания с имамом. Са'лаба бин Малик так описывает многочисленность участников проводов: «Я видел день смерти имама Хасана. Его предали земле на кладбище Баки. Если бы кто-то бросил иглу, то она обязательно упала бы на кого-то»[7].
На похоронах было столь многолюдно, что на кладбище Баки не осталось места, чтобы ступить хотя бы одному человеку[8].
В некоторых источниках сообщается, что заупокойную молитву прочитал губернатор Медины Саид бин аль-Ас из Омейядов, и даже якобы предложение прочитать заупокойную сделал сам Хусейн, но на эти сведения не следует обращать внимания. Поскольку имам Мухаммад Бакыр ясно и точно говорит, что заупокойную над Хасаном прочитал Хусейн и похоронил его на кладбище Баки.
С другой стороны, мы считаем, что противоречит логике то, что имам Хасан мог бы разрешить прочитать заупокойную заклятым врагам Ахли Бейт, омейядскому наместнику, который не дал похоронить Хасана рядом с Посланником Аллаха.
НАПУТСТВИЕ
Кулайни сообщает следующее: «... Хасан умер в 49 году по хиджре в конце месяца сафар. Когда он умер, то ему было 47 лет и несколько месяцев...»
Базилик нашего Пророка, один из двух предводителей юношей в раю, который согласно словам Джанабы Хакка был очищен от всякой скверны и был пречистым, имам Хасан прожил 49 лет жизни, наполненной борьбой и страданиями, и в конце обрел милость Хакка.
Хусейн, находясь у изголовья старшего брата, сказал следующие слова: «Эй, Абу Мухаммад! Да будет на тебе милость Аллаха. Если бы ты был, то ты видел бы истину там, где это возможно. Во время опасности ты решал проблемы с помощью правильных методов и выбрал Аллаха. В твоих глазах великие дары этого мира были ничтожны.
Ты, имея мало сил, умел справляться со свалившимися бедами, посланными твоими врагами. И в твои делах не было чего-то удивительного. Потому что ты ребенок из пророческого рода, ты вскормлен молоком мудрости. В этом случае ты райский путник, окруженный покоем, прекрасным пропитанием и дарами.
Пусть Аллах даст еще больше награды и вам, и нам. Пусть Он и вам, и нам пошлет сильное утешение и терпение»[9]
После Хусейна со скорбной речью выступил его брат Мухаммад Ханафийа: «Пусть Аллах пошлет тебе милость, о, Абу Мухаммад! Клянусь Аллахом, вы прожили жизнь святого и избранного.
И твоя смерть стала скорбью и болью. Как счастлива твоя душа, которая давала жизнь твоему телу! Как счастливо твое тело, которое обнял саван. И почему ему не быть таковым? Ты ребенок божественного пути. Ты подарок обладателям богобоязни, ты один из пяти Асхабы Аль-Киса. Тебя воспитали руки истины. Ты прошел воспитание в объятиях ислама.
Ты впитал молоко от источника веры. Какая прекрасная жизнь и какая прекрасная смерть! Да будет над тобой милость и приветствие Аллаха! И из памяти не исчезнут вспоминания о твоей жизни...»[10]
О, Всевышний Аллах, сделай Ахли Бейт заступниками за нас!
(продолжение следует)
Статья подготовлена используя переводы трудов выдающегося профессора, доктора Хайдара Баша. Перевёл с турецкого - Арслан Кули.
[1] Захаби, т. 3, с. 264
[2] Йакуби, т. 2, с. 225
[3] Аль-Ахзаб, 53
[4] Худжурат, 3
[5] Усул-у Кафи, т. 1, с. 558
[6] Хайату’л Имам Хасан, т. 2, с. 499; Кифайату'т-Талиб, с. 268
[7] Тарих-у Ибни Асакир, т. 8, с. 228
[8] аль-Исаба, т. 1, с. 330
[9] Хайату’л имам Хасан, т. 2, с. 500
[10] Йакуби, т. 2, с. 200; Mасуди, Хашийе-и Ибн Асира, т. 4, с. 4