Найти в Дзене
Психолог АВТ

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ РДА

Психокоррекционная работа с аутичными детьми, прежде всего, базируется на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития. Эти расстройства способствуют вторичному углублению психического дефекта. Психокоррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов - воспитателей, инструктора ЛФК, музыкального работника и других специалистов. Вторым важным принципом является поэтапность психокоррекционной работы с учетом степени выраженности дефекта у ребенка с РДА. При разработке этапов психокоррекции очень важным является онтогенетический подход. У большинства аутичных детей, запас знаний, характер игровой деятельности значительно отстают от возрастной нормы. У них преобладает манипулятивная игра, наблюдаются слабые реакции на новые игрушки и ситуации. Поэтому на первых этапах занятий необходим
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Психокоррекционная работа с аутичными детьми, прежде всего, базируется на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития. Эти расстройства способствуют вторичному углублению психического дефекта.

Психокоррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов - воспитателей, инструктора ЛФК, музыкального работника и других специалистов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вторым важным принципом является поэтапность психокоррекционной работы с учетом степени выраженности дефекта у ребенка с РДА.

При разработке этапов психокоррекции очень важным является онтогенетический подход. У большинства аутичных детей, запас знаний, характер игровой деятельности значительно отстают от возрастной нормы. У них преобладает манипулятивная игра, наблюдаются слабые реакции на новые игрушки и ситуации. Поэтому на первых этапах занятий необходимо формировать у ребенка реакции оживления, слежения за предметами, слухомоторные и зрительномоторные координации. На последующих этапах можно предложить ребенку разнообразные манипуляции с предметами, что способствует развитию зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах. Научить ориентации в окружающем пространстве, а так же навыкам самообслуживания.

На последующих этапах происходит усложнение деятельности ребенка. Любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по нескольку раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями.

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми определяются спецификой данного синдрома и заключаются в следующем:

– ориентации аутичного ребенка вовне;

– обучение его простым навыкам контакта;

– обучение ребенка более сложным формам поведения;

– развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Также важным является четкая организация занятий. Сложная специфика аффективной дезадаптации ребенка с РДА требует специальной организации психокоррекционной работы.

В связи с легкой возбудимостью ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий.

Важна строгая организация режима как при индивидуальном занятии, так и в группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы, так как таким детям трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям.

Психолог должен бережно относиться к любой, даже самой примитивной активности ребенка!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Необходимо создание индивидуальных психокоррекционных программ для каждого ребенка.

Обязательным является активное привлечение родителей к психокоррекционному процессу.

В комплексной психокоррекционной работе используется ряд методик, зарекомендовавших себя эффективными при работе с РДА, к таким методикам можно отнести иппотерапию, дельфинотерапию, а также специфичные Холдинг-терапию и ABA-терапию.