Найти тему

ППЭС -40. Паровая передвижная электростанция

Сегодня мы поговорим о самом совершенном произведении технической практики СССР в области малых паросиловых установок. И действительно - что то аналогичное по технологичности и по эффективности трудно сыскать во всем мире. Установка для электрогенерации на дровах использовалась для обеспечения дальних лесоразработок электроэнергией и монтировалась в ж.д. вагоне узкой колеи.
Итак - основные параметры ППЭС-40: двухцилиндровая, однократного расширения, двойного действия, с клапанным парораспределением. Эффективная мощность 60 л.с. при 750 об./мин. Вал был напрямую соединен с валом генератора. Рабочее давление пара 20 атм при температуре перегрева 350 град С. Котел топился дровами - поленьями с лесоповала. Отработавший пар поступал при давлении 1,5 атм в одноступенчатую турбину, которая вращала крыльчатку вентилятора воздушного конденсатора.

Руководство по эксплуатации ППЭС-40
Руководство по эксплуатации ППЭС-40

Примерно тогда же московским отделением ЦКТИ (центральный котло-турбинный институт) были разработаны передвижные силовые установки с двигателями 25, 50, 75, и 100 л.с., все с числом оборотов 1500, давлением пара 30 атм и температуре 425-450 град С. Но эти конструкции не пошли в серийное производство. А вот ППЭС - 40 выпускалась более 5 лет, и их произвели не менее сотни. Надо сказать- что двигатель был очень совершенным для своего времени. Он совершенно не похож по конструкции на архаичные паровозные машины, а был сделан близким по конструкции к автомобильному ДВС.

Собирались такие станции на базе вагона, который делали в ГДР, оборудование - котлы. паровые машины, электрогенераторы выпускались на разных заводах СССР, а собиралось все на "Онегазаводе" в г. Петрозаводске.

Общая компоновка вагона электростанции.
Общая компоновка вагона электростанции.

Помню- пришлось много побегать по библиотекам в Москве- СПб. чтобы найти и отсканировать данную книгу - Руководство по эксплуатации. Но книга весьма интересная и вполне стоила всех хлопот.
Говорят- что если порыскать по северной таежной глубинке, то можно еще найти остовы этих электростанций на дальних путях заброшенных узкоколеек.