Найти тему

Учительница

— Мария Борисовна, не понимаю: Вам, что, тройки жалко? Или Вы хотите сказать, что не научили мою дочь русскому языку даже на три? — последние слова женщина произнесла с нажимом. В уверенном взгляде явно читалось намерение решить вопрос здесь и сейчас. Она и так еле выкроила время для этого дурацкого разговора. А тут эта русичка, вся такая правильная, строгая, в очках, только что институт закончила небось. Стоит, выговаривает, плохая ситуация, видите-ли, с четвертной оценкой… Да плевать на эту оценку, до выпуска ещё четыре года, репетиторы натаскают, раз учителя не могут нормально материал детям дать.
— Вот последняя контрольная Даши, ознакомьтесь. — На подписанном листе красовалась идеальная пустота. Красной ручкой внизу выведена единица. — Ксения Павловна, Вы считаете оценку несправедливой?
— То есть? Она что, просто сдала пустой лист? — что-то не так: Даша тогда сказала, что с контрольной всё в порядке.
— Вот именно. А знаете, что Ваша дочь сказала Лене, соседке по парте? “Куда она денется, трояк поставит, её тоже за пары по головке не погладят”. Мне бы не хотелось опускаться до выяснений, с какой стороны ветер дует. Просто считаю необходимым предупредить Вас, что двойка является такой же оценкой, как тройка, четвёрка и пятёрка. И означает полное незнание предмета, либо превышение критического числа ошибок при выполнении задания. Даша не считает нужным делать хоть что-то для получения удовлетворительной оценки, при этом она убеждена, что тройка ей обеспечена просто потому, что она ходит в школу. Постарайтесь ей объяснить, что это не так.
— Простите, а могу я взглянуть на другие контрольные Даши? Что, всё так плохо?
— Смотрите сами: ошибки на уровне начальной школы, падежные окончания, спряжение глаголов — полный набор. Таких ошибок нет у читающих ребят, и учитывая, что по литературе Даша вполне успевает, для меня это долго оставалось загадкой. Пока не обнаружила, что полкласса вместо чтения заданных произведений слушают их аудиоверсии и часто в укороченном варианте… Ксения Павловна, ответьте, пожалуйста, откровенно: Вы считаете русский язык важной школьной дисциплиной?
— Не понимаю Вас… Безусловно, грамотная речь никому лишней не будет. Очень неприятно натыкаться на ошибки в документах. Вы считаете, что Даша так небрежно относится к русскому с моей подачи? Зря, я никогда не обесценивала важность этого предмета.
— Разве? Пять минут назад Вы торговались из-за тройки, видимо, полагая, что, слегка надавив на учителя, можно решить эту проблему. Вам безразлично, что Даша безграмотно пишет?
— Ну, знаете… Хотите меня виноватой сделать? А может, это Вы что-то недорабатываете на уроках, если такой результат?
— Мы работаем по утверждённой программе, расчитанной на заинтересованность учащегося получать знания. И бо́льшая часть класса по этой программе успевает. Для тех, у кого возникают трудности с восприятием материала, я провожу дополнительные занятия по вторникам после уроков. Если что-то непонятно или не получается, всегда можно прийти. Это бесплатно. Даша не пришла ни разу.
— Ладно, я приму к сведению то, что Вы мне сказали. Пришлю дочь на дополнительные, вправлю ей мозги. Это всё? Мне надо идти.

Мария Борисовна работала в школе первый год. Профессию выбрала ещё в детстве. Русский язык — что может быть проще, понятнее, логичнее? Да и куда без него, всем необходим. А литература? Это ж вообще великое раздолье для мысли! Её ученики не разделяли таких восторгов. В телефоне всё само прекрасно набирается по первым введённым буквам, только выбирай подходящее. Зачем что-то учить? И так всё понятно. Белку с оленем не спутаешь даже с ошибками, а без запятой ещё никто не умер. Литература — вообще прошлый век. Подкаст наше всё…

Словом, попытка привить детям прекрасное не удалась. Зато ох как накипело от откровенно потребительского отношения родителей этих учеников: ты учитель — вот и учи, не научила — плохой учитель. Впереди маячил декретный отпуск, и мысли о том, что после него нужно работу менять, посещали всё чаще.

В кабинет с недовольным видом заглянула завуч:
— Мария Борисовна, голубушка, Вам, что, жалко тройку поставить? Или Вы не в состоянии преподавать свой предмет должным образом? Вы ж нам рейтинг школы портите, или Вам всё равно?

Неужели и завучу нужно что-то объяснять и доказывать? Она ж двадцать лет в школе работает, знает всё. Куда мы катимся? Для чего она здесь?

Маша сняла очки. Ей надо просто доработать до конца мая и не трепать себе нервы. Жаль, но в школу она не вернётся.

Автор: Екатерина Незина

Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ