Найти тему

"Вокруг Булгакова": "Что есть истина?". Источник художественного образа булгаковского Иешуа

"Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца". Несколько странная картина, на фоне православного Символа Веры, гласящего: "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна". Но вот в чём вопрос – где Булгаков мог видеть Иисуса, сторонящегося от света, в то время как Пилат находится на свету?

Мы таки знаем, где он мог видеть – благо, от редакции "Украины.ру" до Третьяковской галереи, где он это видел, идти всего ничего. Картина, на которой Пилат находится в фокусе солнечных лучей, как в фокусе имперской силы и славы Рима, а Иисус стоит в тени, освещённый только отражённым светом, это, конечно же, написанная в 1890 году картина Николая Ге "Что есть истина? Христос и Пилат".

© РИА Новости
© РИА Новости

Картина является иллюстрацией к известному евангельскому фрагменту:

"Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём" (Иоанна 18:38).

Холст использовался минимум трижды (это нормально для Ге, человека небогатого).

Сначала на нём был написан неизвестный эскиз (предполагают, что один из ранних вариантов "Распятия"). Выявлено это было рентгенографией в 2011 году.

Потом Ге написал картину "Милосердие" ("Не Христос ли это?"). Основа сюжета – слова "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матфея 5:7). На картине была изображена девушка, предлагающая милостыню Иисусу. Она писалась на хуторе Ивановском в Черниговской губернии и была представлена на выставке передвижников в 1880 году, но не имела успеха у публики.

Контуры прежнего изображения проступают на ныне существующей картине: правее и выше головы Пилата на полотне явно видны очертания записанного лица. Ныне существующая фигура Христа "переделана" из фигуры девушки. По счастью, сохранилась фото картины.

© foma.ru
© foma.ru

Картина эта является часть евангельского (страстного) цикла художника, включающего также "Христос в Гефсиманском саду" (1887), "Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад" (1889), "Иуда. (Совесть)" (1891), "Суд Синедриона. “Повинен смерти”" (1892) и "Распятие" (1893) Голгофа. 1893. Этому циклу предшествовали написанные в Италии, по совету и под влиянием автора "Явления Христа народу" Александра Иванова, "Тайная вечеря" (1863) и "Вестники Воскресения" (1867). Кроме того, сюда же относят ряд эскизов, которые так и не были реализованы в виде картин – "Христос перед Анной" (1868), "Христос и Никодим" (1889) и др.

На всех картинах цикла Иисус изображён уж очень нетипично, неиконописно. Он выглядит даже не как персонаж Крамского и Поленова, на которых изображён хоть обычный, но всё же ухоженный и прилично, скромно, но вкусом, одетый человек. Нет, Иисус Ге – худой, в рваных одеждах, с бледным лицом и лохматыми волосами (особенно – на "Суде Синедриона", где волосы вообще стоят дыбом). Бомж, короче. Ну и эмоциональная составляющая нетипична. На картине "Что есть истина" он угрюм, смотрит под ноги. В общем, вид имеет смиренный и ничтожный, никак не подобающий, по мнению критиков, Сыну Божьему. Или даже, как писал Александр Суворин, "социалист в самом неприглядном костюме и с всклокоченными волосами". Пилат же, напротив, самоуверен, его жест показывает превосходство, на почти невидимом лице угадывается презрительная гримаса…

Картины серии встретили, мягко говоря, нервную реакцию публики — уж очень они были необычны.

Синод неистовствовал. – по его требованию картину "Что есть истина" сняли с выставки передвижников. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев жаловался императору Александру III: "как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную?" "Суд Синедриона", не дожидаясь перитонита, запретил к показу президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович.

Даже сам Павел Михайлович Третьяков, отнюдь не склонный считаться с общественным мнением и тем более административным давлением, согласился купить "истину" только в знак особого уважения к Льву Толстому, настаивавшему на этой покупке, не стесняясь в выражениях: "выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд всё для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать всё остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело".

В общем, как нам кажется, Михаил Булгаков взял в картинах Николая Ге образ Иешуа: "человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора".

От Ге взята и световая игра – Пилат легко ладит с солнцем (это не удивительно – это ведь языческий Аполлон), для его же Христоса больше подходит тень ("Что есть истина") или лунный свет (Христос в Гефсиманском саду", "Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад"). Причём лунный свет того рода, от которого, по словам Михаила Врубеля, болит голова: "тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны".

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20881
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20881

P.S.: Николай Ге окончил ту же Первую Киевскую гимназию, что и Булгаков. Совпадение? Издеваетесь… Не бывает таких совпадений.

Первопубликация: https://ukraina.ru/20221030/1040131435.html