Найти в Дзене
Из Сибири с приветом

Ну что, дорогие мои мамы школьников, могу вас поздравить наконец-то с долгожданными каникулами :)

Как вы там? Глаз ещё дергается? Нужно сейчас успеть за неделю отдохнуть, и привести нервы в порядок, чтобы потом снова в бой. Вспоминаю, как это было у меня. Ждала каникул как манны небесной, чуть не до потолка прыгала, радовалась. Неужели неделю или даже две можно не объяснять сыну примеры и задачи, рассказывать правила русского языка и учить стихи?! И можно поспать чуть подольше и не стоять в 8:30 с ключами у двери, ожидая в прихода учителя. До сих пор вздрагиваю при слове "школа", хотя сын закончил её три года назад, вспоминаю, как мы с ним "вoeвaли." Невыносимо было видеть, как он тyпил, не мог понять, что я ему пытаюсь объяснить (например, про дроби или отрицательные числа). Перебивал, спорил, кричал: "Всё ты обманываешь! Вот гляди, у домов всё заканчивается первым этажом или цокольным. Нет минус первого, второго и так далее. Значит, нет никаких отрицательных чисел." Или другая жутко нервирующая ситуация: разжуешь ему какую-то новую тему и буквально через минуту просишь пов

Как вы там? Глаз ещё дергается? Нужно сейчас успеть за неделю отдохнуть, и привести нервы в порядок, чтобы потом снова в бой.

Вспоминаю, как это было у меня. Ждала каникул как манны небесной, чуть не до потолка прыгала, радовалась.

Неужели неделю или даже две можно не объяснять сыну примеры и задачи, рассказывать правила русского языка и учить стихи?!

И можно поспать чуть подольше и не стоять в 8:30 с ключами у двери, ожидая в прихода учителя.

До сих пор вздрагиваю при слове "школа", хотя сын закончил её три года назад, вспоминаю, как мы с ним "вoeвaли."

Невыносимо было видеть, как он тyпил, не мог понять, что я ему пытаюсь объяснить (например, про дроби или отрицательные числа).

Перебивал, спорил, кричал: "Всё ты обманываешь! Вот гляди, у домов всё заканчивается первым этажом или цокольным. Нет минус первого, второго и так далее. Значит, нет никаких отрицательных чисел."

Или другая жутко нервирующая ситуация: разжуешь ему какую-то новую тему и буквально через минуту просишь повторить или задаешь наводящий вопрос, а он сидит, глазки пучит и ничего ответить не может.

И тогда я начинала сильно раздражаться и расстраиваться. Иногда кричала, потому что у меня в голове не укладывалось, как ребёнок вроде бы с сохранным интеллектом может ничего не запомнить.

А ведь он запоминал...То, что ему было интересно. Но сказать не мог, потому что речь неразвита.

Но это я уже потом поняла к классу пятому. А до этого...ну что греха таить, порой использовала всякие непедагогические методы, которые учёбе и коррекции совсем не помогают. А только вредят.

Ну допустим, накричала, назвала тyпой мартышкой. А что дальше. А дальше сын сидел в плохом настроении и делать ничего не хотел, только злился. Разбрасывал тетради, книги, ручки, карандаши. Иногда кричал сам и плакал.

И классу к третьему я пришла-таки самостоятельно к мысли, что нужно следить за собой, за своими эмоциями. Начну психовать и срываться - "слетит с катушек" сын. А мне это зачем? Мне этого не надо.

фото автора
фото автора

Со временем научилась держать себя в руках. Села как-то и всё проанализировала. Сказала себе: "Ну вот смотри, ты злишься. А у ребёнка, между тем, инвалидность, и ты имеешь дело не с нормой. С обычными то детьми трудно. А тут в разы сложней."

У таких детей есть особенности памяти, внимания и восприятия. С первого раза они точно ничего не поймут, нужно повторять многократно, показывать, рассказывать и даже рисовать. Это займёт много дней, а может, и месяцев. Но результат всё равно будет.

И не стоить никогда думать, что ребенок безнадёжен. Просто ему понадобится больше времени, чем другим детям, чтобы что-то усвоить, чему-то научиться.

Поэтому совет "не занимайтесь, раз не получается, и вы злитесь" тут совсем неуместен. Да, всё сложно, но всё равно нужно продвигаться потихоньку небольшими шагами вперёд.

Занятия для большинства таких детей на данный момент - основной и самый эффективный метод психокоррекции, способ, если не догнать норму, то хотя бы улучшить состояние.

А что же делать маме, которую буквально разрывает от праведного гнева и злости, у которой трясутся руки и дёргается глаз?

Ей нужно научиться себя контролировать, Если раздражение очень велико, придётся его побороть прежде, чем эмоции возьмут верх над разумом.

Я в таких случаях просила сына отложить тетрадь и начать рисовать, сама выходила из комнаты попить чаю. Сидела, глубоко дышала, считала до тридцати, а иногда и дольше.

Потом возвращалась обратно со словами: Я сейчас очень злюсь, потому что ты меня не слушал. Но я не буду кричать на тебя. Давай попробуем всё сначала."

Для меня это было важно. Сказать так, чтобы сын понял, что я тоже живой человек со своими эмоциями и чувствами. Это вполне нормально. Могу сердиться, злиться, но пытаюсь держать себя в руках.

Чтобы занятия наши с ним проходили на позитиве. Так и усвоится больше. А толку от нервного общения не будет совсем.

А как у вас с уроками? Сами дети делают или приходится постоянно помогать? Бывают нервные срывы? Как с ними справляетесь?

аутизм #синдром аспергера #инвалидность #аутизм не приговор #аутизм и школа