Найти тему
Очевидно и вероятно

Timeo Danaos et dona ferentes. Мелитополь. За гранью специальной военной операции

Знаменитая фраза «Бойся данайцев, дары приносящих» впервые появилась во втором десятилетии до нашей эры благодаря римскому поэту Публию Вергилию Марону. Обычно эту фразу вспоминают, когда принимают какой-либо дар от врага или есть сомнения в искренности дарящего. Но об этом позже.

Город Мелитополь … Тихий провинциальный городок в ста километрах на юг от Запорожья. В восьмидесятые годы прошлого столетия он находился на пике своего развития: в городе было большое количество предприятий машиностроения, как союзного, так и республиканского значения, свои ликёро-водочный и консервный заводы, мясокомбинат, молокозавод, пивоваренный завод. Двадцать пять средних общеобразовательных учреждений, в которых каждый год формировали по 3 – 4 начальных класса. Каждый «уважающий» себя завод имел своё среднее профессиональное училище. Кроме этого, в городе работали два высших учебных заведения – педагогический институт и институт мелиорации сельского хозяйства.

Рис. 1. «Зелёный» город Мелитополь [1]
Рис. 1. «Зелёный» город Мелитополь [1]

Сказать, что в городе было много зелёных насаждений, значит не сказать ничего. Мелитополь летом просто утопал в зелени. Большой парк почти в центре города, большая лесопарковая зона в его северо-восточной части, сады в частном секторе, аллеи и зелёные насаждения вдоль каждой улицы. Даже зимой, когда деревья сбрасывали листву, в городе чувствовался уют и спокойствие. Особенно это ощущалось в нижней, старой части города.

Мне всегда нравилось возвращаться в родной город. И не важно, сколько длилось расставание с ним – несколько часов (поездка на Молочный лиман или на Азовское море) или несколько лет. Мелитополь всегда встречал меня своей теплотой и умиротворением.

Очередное расставание длилось больше восьми лет. В силу определённых обстоятельств после переворота 2014 года на Украине возможности посетить город не было. Поэтому, когда в апреле 2022 года появилась возможность вернуться в родной Мелитополь, я с нетерпением ждал встречи с ним.

Как только автомобиль въехал в город, первое, что «бросилось в глаза», это явное отсутствие уюта и теплоты. Нет, они присутствовали, но где-то на втором, третьем плане. А вот на первом плане были ощущения холодности, причём, какой-то неестественной, и отрешённости. При подъезде к центру города, «непонятные» ощущения дополнились недоумением – парк перед городской больницей был начисто вырублен, а на его месте «красовались» белый «коробок» (ледовая арена) и огромная автостоянка.

Рис. 2. Бывшая зелёная зона возле мелитопольской городской больницы
Рис. 2. Бывшая зелёная зона возле мелитопольской городской больницы

На следующий день, чувства, испытанные накануне, не прошли, даже после радостной встречи с родственниками. Первое, что бросилось в глаза после прогулки по старому городу, – это количество контор, предлагающих услуги по установке погребальных памятников и мемориальных досок из чёрного мрамора. Второе – часть основных улиц старого города – Фрунзе (Сагайдачного), Дзержинского (Интеркультурная), Свердлова (Университетская), Александра Невского, Кирова (Героев Украины), Профинтерна (Донцова) – были … «голыми». Они были несколько расширены, а с тротуаров убрали все зелёные насаждения. Что-то подсказывало: «Тут, что-то не так!» – слишком уж неадекватными были «преобразования» для южного города, в котором летом температура в тени достигает сорока градусов.

После прогулки в верхней части города, примыкающей к спуску в его старую часть, предположение только укрепились. Но вот что именно не так, в единую картинку не складывалось.

Спустя неделю после приезда, я случайно встретил свою школьную подругу. После нескольких «дежурных» вопросов типа «Где ты?», «Как семья, работа?» разговор зашёл о городе. Подруга взахлёб рассказывала, как буквально за последние полгода – год он преобразился и, по её мнению, в лучшую сторону. А тут спецоперация … Нет, не то, что бы она не приветствовала приход россиян, а скорее задавала риторический вопрос: «Когда продолжится преображение города, если оно вообще продолжится?». После встречи картина того, что не так с родным городом и чем он болен, стала постепенно «прорисовываться».

Как известно, город Мелитополь перешёл под полный контроль российских войск 26 февраля 2022 года. В ходе специальной военной операции (далее – СВО) при освобождении города боевых действий практически не было. Украинские силовые структуры и вооруженные силы заблаговременно, организованно покинули город.

Мелитополь имеет важное стратегическое значение. Город пересекают две дороги международного значения (для Украины) – М18 (Харьков – граница Крыма) и М14 (Одесса – Новоазовск). Ранее, до развала Советского Союза, соответственно Москва – Симферополь и Ростов-на-Дону – Рени (рис. 3).

Рис. 3. Расположение Мелитополя в Северной Таврии
Рис. 3. Расположение Мелитополя в Северной Таврии

Через город проходит железная дорога, соединяющая Крым с материковой частью Украины. На северо-западе города расположен крупный военно-транспортный аэродром, а на некотором удалении от города находится ряд стратегических объектов, доставшихся Украине от Советского Союза. Таким образом, Мелитополь является важным стратегическим пунктом, как для вооружённых сил Украины, так и для российских сил, участвующих в СВО. Отдать такое «сокровище» просто так равносильно предательству, если не поражению.

С военной точки зрения, удержание Мелитополя вооруженными силами Украины при наступлении российских войск со стороны Крыма не было хоть чем-то оправдано. Во-первых, в силу физико-географический условий Мелитополь находится в центре равнинной степной местности. Если в городе оставить гарнизон, то он легко мог быть окружён и отрезан от снабжения. Во-вторых, в силу тех же физико-географических условий, организовать хоть какую-то эффективную оборону украинские вооружённые силы не могли – поблизости, со стороны Крыма, отсутствуют хоть какие-нибудь пригодные для организации обороны естественные препятствия. Ближайшими естественными препятствиями являются река Днепр и довольно таки глубокие складки местности, которые начинаются к северу от населённого пункта Васильевка к Запорожью. К слову сказать, во время Великой Отечественной войны этот район использовался немецко-фашистским командованием для организации глубоко эшелонированной обороны с целью сдерживания наступления советских войск в ходе Нижнеднепровской стратегической наступательной операции 1943 года (первоначально наступление от Запорожья к Крыму). Этим же районом воспользовалось украинское командование – наступление российских войск в направлении Запорожья было остановлено именно за Васильевкой.

Но есть и другой вариант сдачи Мелитополя – оставить врагу «подарочек», а заодно пользоваться им, вредя с его помощью россиянам. Диверсионно-разведывательные ячейки – это само собой. А вот что-то такое, что бы это было у всех на виду и его не видели, да еще управлять им дистанционно – как раз в самый раз. Но что именно?

Попробуем нанести на схему города все видимые (замеченные) сплошные вырубки на улицах города (рис. 4).

Рис. 4. Схема «голых» улиц
Рис. 4. Схема «голых» улиц

На первый взгляд, ничего особенного – схема соответствует в своей основе расположению улиц в старой исторической части города, а если это так, то ничего странного в вырубке старых деревьев нет. Но не будем торопиться с выводами и добавим на схему местные «достопримечательности», как исторические, так и «современные».

Начнём с центральной площади города – площади Победы. Для тех, кто в первый раз приезжает в Мелитополь и приходит сюда, особенно в весенне-летний сезон, площадь производит положительное впечатление – довольно широкий, большой сквер с цветами, в центре площади фонтан, смотровая площадка, с которой отрывается вид на лестничный спуск в нижнюю часть города, на близлежащие посёлки и степь, которая сливается с горизонтом. А вот мелитопольцы знают площадь несколько с другой стороны, о которой не принято говорить вслух. Площадь и часть зданий, примыкающих к ней, расположены … на бывшем еврейском кладбище. Вот так, общепринятый центр Мелитополя находится на кладбище.

Но так было не всегда. С 70-х годов 19 века центром города являлась Соборная площадь. Сейчас на её месте находятся Центральный рынок и остановка автостанции № 2. До Великой Отечественной войны центральный рынок находился на территории, которую сейчас занимает уничтоженный во времена «незалежной» Украины Моторный завод. Если быть более точным, то сейчас на этом месте стоят остатки корпусов завода. Фактически это промышленное кладбище.

В нижней части города есть ещё одно промышленное кладбище. Это территория завода 30 ВЛКСМ (Рефма). В период оккупации города во время Великой Отечественной войны на части этой территории находился лагерь смерти для военнопленных красноармейцев. Другими словами, эта территория в прямом и переносном смысле пропитана энергией мертвых. Через дорогу (улица Профинтерна – Донцова – Судоплатова) находится ещё одна территория, на которой стоял ещё один завод. Сейчас на нём производство практически остановлено, так что эту территорию тоже можно отнести к промышленному кладбищу. Сквер по улице Ленина (Гетманской), где раньше стоял памятник В.И. Ленину, а сейчас находится так называемый мемориал «Плач по нерождённым», рассекает ещё одно промышленное кладбище – бывший завод «Бытмаш».

В верхней части города также имеется, по сути, промышленное кладбище – бывший завод им. 23 Октября (его территория ограничена улицами Свердлова (Университетской), Дзержинского (Интеркультурной), Фролова и зданиями института мелиорации сельского хозяйства (ТГАТУ)). Кроме этого, недалеко от перекрёстка проспекта Богдана Хмельницкого и улицы Кирова (Героев Украины) находится территория бывшего ликёроводочного завода. На углу улиц Кирова (Героев Украины) и Байбулатова находится Братское кладбище, на котором захоронено более двух тысяч солдат и офицеров Красной Армии, погибших при освобождении города Мелитополя в октябре 1943 года.

Продолжим с объектами с «тяжёлой» энергетикой. Городской морг находится на территории городской больницы. Его территория, с одной стороны, примыкает к парку культуры и отдыха им. М. Горького, а с другой – к проспекту Богдана Хмельницкого.

Мелитопольская воспитательная колония, в простонародии – женская тюрьма, находится на улице Александра Невского напротив территории бывшего Моторного завода. Существует ещё одно место, которое исторически связано «тюремной» энергетикой. Дело в том, что с середины позапрошлого века до начала прошлого века на месте сельхозтехникума (колледж агрономического университета) находилась городская тюрьма. Тогда это была окраина города.

Пожалуй, самым безобидным объектом с «тяжёлой» энергетикой является пустырь на перекрёстке проспекта Богдана Хмельницкого и улицы Дзержинского. В советские годы здесь была средняя школа. Затем её снесли – была слишком маленькая. А вот что-то построить здесь за тридцать с лишним лет так и не сложилось.

Нанесём эти объекты на нашу схему рис. 5.

Рис. 5. Схема объектов с «мертвой» энергетикой
Рис. 5. Схема объектов с «мертвой» энергетикой

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что все «объекты» привязаны к интересующим нас улицам. Продолжим и нанесём на схему «голых» улиц (рис.4) публичные места с большим скоплением людей.

До первой половины XX столетия «центральный» рынок, а точнее, привоз и торговля на нём, находился в нижней части города на территории бывшего Моторного завода. Сейчас центральный рынок находится в двух кварталах от него, и ограничен улицами Александра Невского – Дзержинского (Интеркультурная) – Карла Маркса (Грушевского) – Ленина (Гетманская). Центральный рынок имеет выходы на все улицы, включая улицу Свердлова (Университетская), кроме улицы Ленина. Ещё один рынок, который будет интересен для нас, находится на улице Красноармейской (Ивана Богуна). Оптовые рынки на улице Профинтерна (Донцова – Судоплатова) и на стыке улиц Профинтерна – Ленина (Гетманской). С рынками, пожалуй, всё.

Парк культуры и отдыха им. М. Горького – излюбленное место отдыха жителей Мелитополя. К нему же примыкает комплекс зданий городской больницы. На улице Седовцева расположен комплекс зданий, принадлежащий «церкви» «Слово жизни». Почему церковь взята в кавычки? По мнению некоторых экспертов, данная организация больше похожа на секту, причём с тоталитарным уклоном. «Слово жизни» входит в группу «Движение веры», международное объединение поместных пятидесятнических общин, с духовным центром в г. Тулса (штат Оклахома, США). В начале улицы Кирова (Героев Украины) находится ещё одна «церковь», входящая в группу «Движения веры» – «Благодать» (церковь евангельских христиан). На улице Ленина (Гетманской) в историческом здании Дом Юрицына находится «церковь» адвентистов седьмого дня. Эта секта была основана в 1840-х годах в США. Все церкви до начала СВО вносили весомый вклад в формирование «правильной» идеологии в головах существенной части мелитопольцев, в частности, и населения Украины в целом.

Как уже упоминалось, в городе находится много учебных заведений. Ежедневно через их территорию проходит большой поток людей, молодёжи. В выделенном нами районе «голых» улиц находятся Таврический государственный агротехнологический университет (бывший МИМСХ), Педагогический университет, колледж агротехнологического университета и аграрный лицей. Посмотрим, что у нас получилось (рис. 6).

Рис. 6. Публичные места города
Рис. 6. Публичные места города

Наверное, тоже случайность, но все наиболее значимые общественные места города хорошо «вписываются» в схему «голых» улиц. Если присмотреться, то объекты 2, 3, 6 и 12, 8 и 11, 10 и 11 (рис. 6) имеют «парную» структуру и как бы насажены на широкие улицы. А вот объекты 4, 7 и 13 привязаны к ответвлениям от основной структуры. Парк им. М. Горького полностью занимает один из выделенных нами квадратов схемы, с учётом того, что городская больница находится в его исторических границах. ТГАТУ (МИМСХ) тоже занимает целый квадрат, с учётом того, что исторически территории ТГАТУ и бывшего завода им. 23 Октября были единой территорией (изначально учебное заведение строилось и первоначально использовалось как учебное заведение с производственной базой).

Теперь нанесём на нашу схему площади, скверы и аллеи. Почему именно их? Дело в том, что в городской застройке перечисленные выше объекты являются одновременно накопителями и генераторами энергий, «протекающих» через них (рис. 7).

Рис. 7. Площади, скверы и аллеи центральной части города
Рис. 7. Площади, скверы и аллеи центральной части города

Таким образом, все рассмотренные нами площади, скверы и аллеи оказались тоже привязаны к схеме «голых» улиц. Как говорится: «Один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность».

В случае с площадями, скверами и аллеями хорошо просматриваются четыре узла, образованных объектами: 1, 14, 9, 15; 4, 5; 2, 3, 11, 19 и 6 – 8, 16 – 18. Если посмотреть внимательно, то все узлы расположены по диагонали и связаны улицами, огибающими тот или иной квартал.

Стоит обратить внимание на объекты 13, 11 и 12, которые были созданы в «незалежной» Украине. Самым ранним объектом является площадь перед торговым комплексом сначала «Амстор», затем «Сельпо», а в настоящее время здесь находится торгово-оптовый склад, созданный военно-гражданской администрацией. При этом площадь примыкает к бывшему заводу им. 23 Октября и является отправной точкой для частного междугороднего и международного извоза. Площадь перед бывшим ДК «Октябрь» представляет собой автостоянку. На её месте до начала 2020 года находилась зелёная зона (рис. 8). Для чего понадобилось уничтожать исторический сквер – вопрос остаётся открытым. Вместе с тем, стоянка пропускает через себя большой поток машин, приезжающих на центральный рынок.

Рис. 8. Пространство перед бывшим ДК «Октябрь» [2]
Рис. 8. Пространство перед бывшим ДК «Октябрь» [2]

Пожалуй, самым неординарным действием по реконструкции улиц было создание площади на улице Профинтерна (Донцова, Судоплатова) на месте транспортной проходной бывшего завода им. 30 лет ВЛКСМ. Долго не мудрствовали – снесли проходную и забор, а открывшееся пространство уложили тротуарной плиткой. В примыкающих к площади бывших заводских зданиях продолжили свою работу офисы. Ну и что тут необычного?

Дело в том, что после создания площади на месте изгиба улицы образовался прямой участок от пересечения улиц Профинтерна (Донцова – Судоплатова) и Луначарского (Покровской) до строения № 15/19 на улице Профинтерна. Этот участок является отрезком – его начало и конец упираются в здания. Кроме этого, он практически точно расположен между двумя геологическими объектами: Кизияровским ручьём и старым руслом реки Молочной, которое осушили и засыпали после Великой Отечественной войны.

О случайных совпадениях мы уже говорили. Но вот с технической точки зрения получившийся отрезок сильно напоминает резонатор, ограниченный зданиями, находящимися на улице Профинтерна (Донцова – Судоплатова) либо руслами рек (рис. 9).

Рис. 9. Отрезки на улице Профинтерна (Донцова – Судоплатова)
Рис. 9. Отрезки на улице Профинтерна (Донцова – Судоплатова)

Если сложить воедино рассмотренные нами выше схемы, то можно сделать несколько интересных заключений:

1. Все упомянутые нами объекты хорошо вписываются в схему «голых» улиц и в какой-то степени равномерно распределены по ней.

2. Схема «голых» улиц строится практически из правильных квадратов, что позволяет говорить о том, все объекты в схеме могут быть упорядочены, «работать» по отдельности и взаимодействовать между собой определённым образом при определённых обстоятельствах (условиях).

3. В пределах одного квадрата или двух смежных могут быть сгруппированы объекты с негативной энергетикой, объекты-концентраторы энергий и объекты-распространители энергий.

4. Проводимые украинскими властями работы по реконструкции улиц в Мелитополе не были случайными, и, скорее всего, основным их посылом было не благоустройство города!

Следовательно, можно предположить возможность того, что на территории города Мелитополя исторически сложилась и существовала некая пространственная структура, которая была «подкорректирована» незадолго до СВО, и которая оказывает определённое воздействие на некоторую «заданную» территорию.

Если гипотеза верна, то, сдав Мелитополь, киевские власти оставили россиянам поистине данайский подарок, который, по всей вероятности, приносит Киеву неплохие дивиденды. Иначе бы … Но не будем о плохом.

Пожалуй, самой большой ошибкой в любой войне является недооценка противника. И в этом лишний раз убеждаешься, обращаясь к ходу СВО. Как известно, киевский режим действует по принципу «На войне все средства хороши». Сейчас можно с уверенностью сказать, что он серьёзно и целенаправленно готовился к войне с Россией. «Подарок», который был оставлен им в Мелитополе, может быть «долгоиграющим». Да, скорее всего, он не сможет оказать существенного воздействия на общий ход проведения россиянами СВО, но может воздействовать на сроки проведения СВО. Самое неприятное, что если им не заниматься вообще, то он продолжит свою работу, оказывая негативное воздействие на налаживание жизни на вновь присоединённых территориях Донецкой и Луганской народных республик, «Запорожской» и Херсонской областей.

Об этом нужно было бы позаботиться ещё вчера, но не поздно начать и сегодня.

Примечания:

1. https://vmelitopole.ru/media/k2/galleries/202/01-pamjatnik-leninu-ulica-lenina.jpg

2. https://vmelitopole.ru/media/k2/galleries/202/08-dom-kultury-oktjabr.jpg

#Мелитополь #сво #спецоперация #магия #война #запорожскаяобласть