В прошлой статье «Соцопрос показал: более 60% россиян…» мы поговорили об анкетировании, как об одном из методов сбора социологических данных. Анкета действительно важный и пожалуй наиболее распространенный метод, но далеко не единственный. В этой статье расскажем о двух разных методологических подходах - качественном и количественном.
Начнем с определения метода социологического исследования. Метод – путь познания объективной действительности, состоящий из особой последовательности действий и операций, благодаря которым исследователь изучает объект. Методы в исследовании разделяют на качественные и количественные, их ещё называют “мягкими” и “жесткими” методами соответственно.
Когда применяются количественные, а когда качественные методы?
Количественные называют жесткими по одной простой причине: используется строгий математико-статистический аппарат на всех этапах, начиная со сбора данных и заканчивая описанием полученной информации. Они предназначены для изучения объективных характеристик, которые можно замерить. С их помощью мы можем измерить параметры изучаемого явления и установить взаимосвязи. Количественные методы считаются более объективными, так как предполагают работу с числами.
Что касается качественных, их мягкость объясняется фиксированием субъективных сторон объекта или субъекта с последующим анализом. Качественные методы нацелены на изучение индивидуально-личностного аспекта социальной практики, что позволит понять более широкие общности. Их используют для понимания неизвестных феноменов для глубокого изучения аспектов и субъективных смыслов, которые нельзя измерить количественными методами. И с их помощью мы можем выявить общую картину изучаемого явления.
Отличия двух подходов
Разница между методами заключается и в логике общенаучного анализа:
- в количественных методах используется дедукция (заключение от общего к частному);
- в качественных – индукция (заключение от частного к общему).
Почему? Как? Зачем? – вопросы, на которые отвечают качественные методы.
Сколько? Как часто? - вопросы, на которые отвечают количественные методы.
К качественным методам относятся:
- наблюдение;
- глубинное интервью;
- метод фо-кус-групп;
- биографический метод
а к количественным:
- опросные методы (анкетирование);
- анализ документов;
- наблюдение;
- эксперимент;
В следующих статьях мы подробно поговорим о каждом из этих методов.
Важно иметь в виду, что количественные и качественные методы дополняют друг друга, их смешивание позволяет повышать надежность результатов. Качественные исследования часто предшествуют количественным, так как позволяют выдвинуть и конкретизировать цели и гипотезы исследования. Например, проведение фокус-групп может применяться как перед массовым опросом для проработки инструментария, так и после него для уточнения полученных в ходе опроса данных. И только при их совместном использовании возможно получение наиболее достоверной информации.