Найти тему
VK Play

Сплошная катастрофа: почему Overwatch 2 не спасает франшизу, а хоронит ее

Анализируем большой список претензий к игре от фанатов, и рассуждаем, можно ли их исправить

История Overwatch 2 — цепочка бесконечных проблем, которая тянется с момента анонса игры и продолжается спустя месяц после запуска. Спорные моменты были и у первой части, но с сиквелом появился шанс исправить их, помириться с фанатами и позволить серии начать все заново. Увы, но сбыться этому сценарию, видимо, не суждено. Рассказываем, как игру с отличным геймплеем губят решения издателя и разработчиков.

Overwatch 2 анонсировали на BlizzCon в 2019 году. Создатели тогда пообещали, что первая и вторая части будут делить серверы для многопользовательских режимов. При этом забота о фанатах — якобы ключевой момент, который учитывался во время создания сиквела. Руководитель разработки OW2 Джефф Каплан даже заявил, что идею с единым онлайном пришлось проталкивать руководству: менеджеры хотели, чтобы продолжение просто продавали отдельно, и фанатам оригинала пришлось бы тратить еще $60. Однако команде удалось убедить издателя, что игроки Overwatch заслуживают лучшего отношения.

При этом концепцию Overwatch 2 авторы объяснить внятно все равно не могли. В оригинале были только сетевые режимы, а для сиквела разработчики задумали выпустить еще и PvE-кампанию, где герои дружно бы сражались с ботами. Мало кто понимал, зачем она нужна: вся прелесть Overwatch была в ожесточенных PvP-схватках, комбинировании способностей и постоянном поиске оптимальной стратегии со сменой персонажей. У Blizzard получилась такая версия игры «Камень, ножницы, бумага». Например, в любой момент матча можно было сменить классы и прорвать оборону противника толпой танков. Или наоборот: попытаться компенсировать огромной урон от врага большим количеством классов поддержки, которые лечат союзников.

В первые годы разработчики регулярно обновляли шутер, добавляя новые карты и персонажей. Благодаря этому росло количество возможностей в и без того вариативной игре. Одних только комбинаций ультимативных способностей было несколько десятков, а на новых локациях появлялись новые варианты для атаки и обороны.

Blizzard также сделала большую ставку на киберспорт. Компания основала франшизную лигу, куда попасть могли только серьезные игроки с крупными инвесторами. После дебютных игр Overwatch даже начала обгонять League of Legends в корейских компьютерных клубах, а Twitch купил права на показ Overwatch League за $90 млн. Платформа заключила двухлетний контракт с Activision Blizzard и получила эксклюзивное право на трансляцию киберспортивных матчей.

-2

В общем, со стартом Overwatch издатель сделал все, чтобы показать — это массовая, продуманная игра для всех возрастов от разработчиков культовых Warcraft и Starcraft с их фирменным дизайном персонажей. А те, кому этого мало, могут попытаться стать профессиональными игроками и сразиться за внушительные денежные призы.

Однако у игры очень быстро начались проблемы. Вместо регулярных обновлений разработчики переключились на различного виду борьбу, то с сексуализацией, то с читерами, то с оскорблениями, то с теми, кто покидает матчи и так далее. И практически каждое действие разработчиков встречало негативную реакцию со стороны фанатов.

Не секрет, что Overwatch быстро стала порно-феноменом. Ни одна другая игра за всю историю существования индустрии не достигла той же популярности у художников для взрослых. Те брали и без того соблазнительные образы и делали их еще пикантнее, причем от развратных артов быстро перешли к качественным видео с самыми разными сюжетами. Фанаты в шутку называли Overwatch «порно» и уверяли, что у игры никогда не будет сиквела, потому что «порно 2» не может существовать в принципе.

Однако Blizzard ненавидела эту сторону игры — во всяком случае публично. Разработчики критиковали авторов порно, отрицали свое намерение делать героинь сексуальными и даже меняли игру. Например, широкую огласку получила история с отцом, который потребовал изменить победную позу Трейсер: мол, получилось слишком вульгарно, и ему стыдно, что такое видят его дети. Blizzard заменила позу, но многие игроки сочли ее еще более вызывающей и только порадовались. Со временем фанаты пришли к мнению, что в Blizzard работают не дураки: порно отлично повышает популярность игры и ее продажи, а сражаются с эротикой только на словах.

-3

Однако за другие проблемы разработчики взялись по-настоящему. Одним из главных направлений стала борьба с токсичностью: Overwatch требовала взаимодействия всех членов команды, причем иногда идеального, поэтому ссоры в игре возникали регулярно. Blizzard развернула целую сеть мероприятий по борьбе с негативом: новостей об этом было так много, что казалось, будто бы силы всех сотрудников бросили на этот вопрос.

Одновременно авторы перестали регулярно выпускать новый контент. Разработчики сражались с токсичными геймерами, с читерами, ввели в игру систему ролей, из-за которой нельзя было сменить класс персонажа по ходу матча (их нужно было выбирать заранее). Из-за этого выросло время ожидания матчей, а заодно и недовольство игроков — многие видели в системе другие проблемы. Например, если ваши танки играли плохо, то подстраховать их было нельзя: пользователь оказывался заперт в своем классе и не мог повлиять на партию.

Спорные нововведения, а также резкое снижение контентных обновлений привели к тому, что популярность игры стала стремительно угасать. Киберспортивное направление тоже не добилось тех же успехов, как Valve с ее эпичными турнирами по DOTA 2 или Riot Games — с League of Legends. В сети можно найти много разборов причин этой неудачи, но среди основных выделяют финансовые требования Activision Blizzard и сложный геймплей: смотреть турниры из-за высокой динамики игры и большего ростера персонажей проблематично, особенно далеким от игры геймерам.

Спасти ситуацию должна была Overwatch 2. Несмотря на невнятный анонс, геймеры надеялись, что во второй раз все точно получится. Игру пообещали сделать условно бесплатной, добавить новых героев, фанаты первой части получили бы доступ к мультиплееру шутера, а систему монетизации хотели обновить — заменить ненавистные лутбоксы на прямые продажи косметики. От этого все должны были только выиграть: всегда понятно, на что тратишь реальные или внутриигровые деньги.

-4

Но многие все равно не понимали, зачем вообще нужен сиквел с PvE, если геймплей мультиплеера выглядел идентично первой части — от визуала до игрового процесса. После дебютных роликов и начала беты недовольство начало нарастать, а разработчики стали делиться анонсами, которые только сильнее гневили фанатов.

Так выяснилось, что серверы Overwatch все же полностью выключат — ее заменит вторая часть. Игрокам разрешили перенести в сиквел прогресс, однако возможность и дальше играть в оригинал закрыли. Это важно: несмотря на сильное сходство, в OW2 уменьшили размеры команд с 6 до 5 игроков. Из-за этого радикально поменялся баланс: даже гибель одного героя означала, что команда оказывается под сильным давлением.

Для борьбы с читерами от игроков потребовали реальные мобильные номера — их надо было привязать к учетным записям. Это решение тоже разгневало фанатов из-за вопросов анонимности, а в США владельцы предоплаченных телефонов быстро выяснили, что они системе Blizzard не подходят. Поэтому придется либо покупать новую SIM-карту, либо забыть об игре. Позже Blizzard решила отменить SMS-верификацию, но лишь частично — для игроков, которые запускали Overwatch после 9 июня 2021-го.

Потом в сети появились цены на скины, и они тоже шокировали фанатов. За некоторые облики просили по $19 — треть от стоимости полноценной ААА-игры. Тогда игроки не обратили на проблему особого внимания, надеясь на то, что Blizzard просто ошиблась, а после релиза ценники опустят.

4 октября Overwatch 2 наконец вышла, и ее запуск прошел не очень гладко. Игроки простаивали часами в очередях на 30-40 тысяч человек, а после их окончания сталкивались с ошибками. На консолях попасть в шутер было практически нереально, а на PC доступ открыли примерно через 10 часов.

-5

Со стартом шутера также стало понятно, что чуда не случится. В игре не изменилась графика, не появились горы контента, а цены на скины не снизили. Разработчики добавили трех новых героев, но одного из них, Кирико, спрятали за боевым пропуском — открыть героиню можно было примерно через 30 часов игры (либо за реальные деньги). Запуск PvE-режима перенесли на неопределенное время, поэтому 4 октября игроки получили, по сути, ту же Overwatch с новыми героями и картой.

Геймплей в Overwatch 2 все еще работает отлично, однако ко всему остальному у фанатов есть претензии. Например, новую систему монетизации назвали «позором», особенно посчитав, как она работает. Игроки выяснили, что на открытие всех доступных косметических предметов для одной только Кирико в Overwatch 2 уйдет 260 недель — около пяти лет. И это не считая новых предметов, которые Blizzard будет добавлять каждый сезон. Или же игрок может потратить $156, чтобы купить все доступные бонусы для героини — и все это расходы только на одного персонажа.

Боевой пропуск получил две версии: платную, где каждый уровень игрок получает что-то новое, и бесплатную — там количество наград примерно в три раза меньше. Если раньше Blizzard удавалось удерживать геймеров от ухода из матчей штрафами на опыт, за который регулярно выдавали лутбоксы, то теперь никакого смысла оставаться на уступающей стороне нет. Пользователи, которые не тратят реальные деньги, все равно остаются ни с чем, поэтому и штрафов бояться нет смысла.

Через несколько дней после запуска игроки пожаловались на баг, из-за которого они случайно покупали предметы, переписываясь в чате. Это происходило из-за того, что система неверно считывала команды, когда пользователь набирал сообщение, находясь на странице со скинами и другой косметикой. Blizzard отказалась отменять подобные операции и возвращать валюту, но быстро исправила ошибку.

Все проблемы с запуском привели к тому, что игроки разгромили Overwatch 2 на Metacritic: пользовательский рейтинг PC-версии упал до 1,5 балла из 10. «Зачем вы играете в это?» — гласит каждый второй отзыв. Список претензий фанатов огромен. У игры и правда столько проблем, что найти какую-то раздражающую конкретно себя особенность довольно легко.

-6

Спустя месяц в Overwatch 2 стартовал ивент на Хэллоуин. Игроки надеялись, что хотя бы к его запуску разработчики исправят основные недочеты. Опять же, чуда не случилось: Blizzard выкатила новые скины по $19, и в день старта ивента топ сабреддита Overwatch 2 возглавил пост с названием «Помните, когда в игру было интересно играть?». Он набрал больше 1500 комментариев, где фанаты с теплотой вспоминали оригинал и регулярные лутбоксы, а новую систему монетизации обсуждали в крепких выражениях. Дошло до того, что игроки начали считать, что именно можно купить за цену скинов в Overwatch 2. И расклад оказался не в пользу Blizzard.

При этом список проблем Overwatch 2 не критичен — многие из них можно исправить. Этим шутер выгодно отличается, например, от Battlefield 2042, авторам которой для изменения самых серьезных недочетов пришлось бы основательно переделывать игру. Например, в OW2 достаточно было бы заметно снизить цены на скины и повысить количество зарабатываемой внутриигровой валюты: всего несколько строчек кода успокоили бы большинство разгневанных игроков.

Бесплатный боевой пропуск тоже стоило бы улучшить, банально добавив в него награды из платного пропуска. Игроки бы не только получали чуть больше бонусов, но и стали бы реже уходить из матчей, потому что появилось бы то, что стоило затраченных усилий. А владельцам оригинала и вовсе стоило бы подарить первые два сезона. Уж кто-то, а они заслужили внимания со стороны разработчиков.

Несмотря на всю критику, Overwatch 2 стартовала в три раза лучше первой части, а за первые 10 дней в шутер сыграли 25 млн игроков. D.Va опять влетела в топ запросов Pornhub, а на Twitch сиквел уже месяц держится в топе-3 самых популярных игр. Еще остается PvE-кампания — ее собираются выпустить когда-нибудь в 2023. Станет ли она достаточным аргументом для существования Overwatch 2 — пока большой вопрос.