Найти в Дзене
Малый театр

Театротерапия Малого

С начала сезона 2021-2022 гг. Малый театр дал старт принципиально новому направлению работы с детьми: начал реализацию благотворительного культурно-просветительского проекта «ЛогоТеатр» для дошкольников с кохлеарными имплантами.

Опыт Малого театра по работе с детьми разнообразен. Спектакли для младших школьников и подростков всегда присутствовали в его репертуаре; сегодня труппа приглашает юных зрителей на «Буратино», «Золушку», «Снежную королеву», «Сказку о царе Салтане» и совсем недавно поставленные «Подснежники для Королевы» – новую интерпретацию популярной сказки о двенадцати месяцах. Три года назад театр открыл детскую студию. Под руководством ведущих актеров театра её воспитанники осваивают азы актёрского мастерства, сценического движения, хореографии, а также участвуют в спектаклях и творческих программах театра.

Однако проект «ЛогоТеатр» – абсолютно эксклюзивный опыт, которого до сих пор не было ни в театральной, ни в медицинской практике. Малый театр осуществляет этот проект совместно с Национальным медицинским исследовательским центром отоларингологии Федерального медико-биологического агентства России под руководством Н.А. Дайхеса, члена-корреспондент РАН, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

Занятия проводятся не в медицинском учреждении, а в пространстве Малого театра при участии его актёров и педагогов, а также представителей Центра отоларингологии, что тоже на данный момент является уникальной составляющей проекта.

Актуальность совместной работы Малого театра и Центра отоларингологии обусловлена тем, что дети с кохлеарными имплантами не только испытывают трудности в области слуха, но обладают и сопутствующими особенностями развития, которые осложняют процессы восприятия информации. Это одна из главных проблем, на решение которых ориентирована программа.

Опыт работы Центра отоларингологии показывает, что театральные методики существенно помогают детям преодолевать психологические зажимы, затрудняющие возможности коммуникации. Поэтому основная цель сотрудничества Малого театра с Центром отоларингологии – создание программы реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами с помощью системы театральных упражнений силами прошедших соответствующее обучение артистов и педагогов, а после соответствующей её апробации – продвижение данной программы в театры России. Реализация проекта рассчитана на несколько лет с тем, чтобы увидеть результаты работы и возможные перспективы для детей с кохлеарными имплантами.

Значимость и перспективность данной работы невозможно переоценить. Согласно медицинским данным, за первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей, которые возникают, когда ребенок получает любой опыт прослушивания речи и звуков. Таким образом, если у взрослых нарушения слуха означают ухудшение качества жизни, то нарушения слуха у детей приводят к затруднениям формирования речевой деятельности и интеллекта в целом, осложняют социализацию и развитие личности.

Согласно медицинским данным, ежегодно в России на 1000 младенцев пять рождается с проблемами слуха. Чем раньше обнаружить патологию, тем выше шанс у ребенка нормально развиваться. Во время операции под кожу вводят приемник, размером с большую монету, от него протягивают электрод, передающий электрический импульс к прибору в форме улитки, который располагается внутри уха. Оттуда сигналы  поступают в головной мозг. Однако все эти высокотехнологичные приборы сами по себе не решают проблему полностью: слышать и говорить таких детей ещё надо научить.

Занятия в Малом театре, проходящие в рамках проекта «ЛогоТеатр» включают пластическое воспитание, актёрское мастерство, сценическую речь. Разумеется, все они проводятся с логопедической адаптацией и учетом возможностей восприятия детей, исследуемых сурдопсихологами (специалистами, изучающими как закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, так и возможности коррекции слуха с помощью специального обучения и воспитания).

В ходе занятий применяются игровые сценарии, которые включают работу с книгами, слайдами, видеоматериалами, а также игрушками и предметами реквизита.

В связи с особенностями восприятия детей, группы формируются с учётом не только и даже не столько возраста но, прежде всего, типа особенностей развития ребенка, определяемый медиками. К примеру, дети пять и семи-восьми лет могут обладать сходными возможностями восприятия в связи с их диагнозом и, соответственно, нуждаться в схожих методиках.

Лого театр_Дзен.mov

Как правило, в ходе групповых занятий педагогам приходится прорабатывать каждое задание не только с группой в целом, но и с каждым ребёнком индивидуально, а также контролировать каждого ребенка при выполнении заданий. В связи с этим оптимальный состав каждой группы включает не более 5-7 детей от 4 до 8 лет.

Несмотря на то, что проект лишь начал свою жизнь и реализуется в течение всего нескольких месяцев, некоторые закономерности педагоги уже констатируют. В их числе - разная степень эмоциональной реакции детей на предлагаемые занятия. К примеру, несколько человек, сдержанных поначалу, обнаружили гиперактивность, сложности с концентрацией внимания, поэтому им необходимо постоянно предлагать новые виды деятельности во время урока.

У большинства снижены координационные способности, плохо развита мелкая моторика, напряжены и не растянуты мышцы тела. Необходимо отводить больше времени на растяжку, так как упражнения на растяжку способствуют расслаблению мышечного тонуса. Зажаты кисти рук, основные движения угловатые и резкие, для их выполнения требуется больше времени, чем у нормально слышащих детей.

Эти особенности помогает корректировать и преодолевать хореография, различные упражнения на координацию и мелкую моторику. При этом очень важным оказывается тактильный контакт, когда педагог не просто показывает движения и объясняет, как они делаются, а своими руками двигает ноги, руки, тело, голову ребёнка.

Таким же образом приходится помогать детям освоить и упражнения по сценическому движению, направленные на снятие физических зажимов и развитие координации, а также на эмоциональную и образную память

В разделе речевых упражнений особое внимание уделяется артикуляционной гимнастике (комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата) и скороговоркам для развития речи и улучшения дикции.

При этом, разумеется, база любой корректирующей работы – знакомство с каждым ребёнком, понимание его личностных особенностей и способностей, которое помогает подобрать индивидуальный подход и найти оптимальные режимы адаптации.

В последних числах мая состоялся первый открытый урок группы: дети с энтузиазмом демонстрировали родителям хореографические элементы и даже фрагмент русского народного танца с цветными шалями, забавные актерские этюды с мячиком, а также стихотворение Корнея Чуковского «Путаница», трогательно прочитанное по очереди: каждый старательно продекламировал свои строки. Этот внешне скромный результат на самом деле – качественный прорыв, убеждающий в том, что грамотные и последовательный усилия театра и медиков – верный путь к полноценной творческой жизни.

В сентябре на Исторической сцене театра была открыта фотовыставка «Я слышу в театре», созданная фотографом Натальей Перовой, которая, сама будучи слабослышащей, решила рассказывать о людях, столкнувшихся со схожими трудностями в коммуникации с внешним миром. Героями выставки стали воспитанники «ЛогоТеатра».

Автор статьи - кандидат искусствоведения, заместитель начальника музейно-информационного центра по литературно-информационной деятельности, Ярослав Седов