5 ноября 1962 года, в канун 45-й годовщины Великого Октября, столица нашей родины получила замечательный подарок – кольцевую автостраду протяженностью 109 километров.
Надо сказать, что МКАД не стразу строилась: первоначальный проект кольца был готов еще в 1939 году. К планам вернулись в 1950-е годы, дорога была перепроектирована и началась стройка. В 1960-м открыли примерно половину дороги, точнее, 48 километров от Ярославского до Симферопольского шоссе.
А спустя еще два года высшее партийное руководство страны, секретари ЦК КПСС (во главе с первым) Хрущев, Козлов и Демичев совершили поездку по новой кольцевой автомобильной дороге, беседовали с москвичами, которые горячо благодарили партию и правительство.
Журнал «За рулем» писал: «на 109 километров протянулись две широкие ленты бетона. Все новое, чем богата передовая дорожная техника, было широко использовано на строительстве. Вынуто и перемещено 15 млн кубометров земли, уложено 600 тысяч кубометров бетона, установлено 80 тысяч кубометров сборных железобетонных конструкций. Отныне более экономичными станут крупные транспортные перевозки; Москва будет разгружена от транзитного потока автомашин».
Все так, и первое кольцо действительно было бетонным с плитами и стыками. Шло время, и МКАД загружался, а потом и перегружался, получив даже прозвище «Дорога смерти». Ставшую узкой, неосвещенную и перегруженную магистраль стали масштабно реконструировать в конце 1990-х.
Через 25 лет пришло время новой реконструкции – переустроены многие развязки, в 2024-м мы ждем окончания перестройки последней и самой крупной – с Липецкой улицей и трассой М-4 «Дон».
За это время МКАД лишился транзитной функции (там даже запретили движение большегрузов), зато стал фактически городской улицей. Это логично: Москва растет.
Что будет дальше с МКАДом? Со строящейся системой столичных хорд и скоростного диаметра московское кольцо обретает новый функционал.
С юбилеем!