Найти в Дзене
Строительный мир

Бессмысленная и беспощадная: о первой «стройке века»

Оглавление

Об этом масштабном проекте было не принято говорить во времена СССР. О нем не упоминается в Большой советской энциклопедии. Часть документов долгое время находилась под грифом «секретно». Некоторые исследователи называют его первой «стройкой века», отмечая в то же время бессмысленность и во всех смыслах губительность этой инициативы.

500 км через степи

Речь идет о строительстве железной дороги от села Александров Гай, находящегося примерно в 235 км к юго-востоку от Саратова, до Эмбенских нефтепромыслов (район устья одноименной реки, впадающей в Каспийском море). Необходимость в линии протяженностью свыше 500 км была обусловлена топливным кризисом конца 1910-х.

© public domain
© public domain

В декабре 1919-го Совет Рабоче-крестьянской обороны принимает соответствующее решение. И уже в следующем месяце, когда части Красной Армии под руководством Михаила Фрунзе выбивают с территории месторождений белогвардейцев, начинается непосредственно строительство дороги. Ответственным за техническую сторону назначается инженер-железнодорожник Юрий Ломоносов, в будущем изобретатель одних из первых в мире магистральных тепловозов. Правда, на объекте он практически не появлялся.

Без должной подготовки

Линию решили строить практически по прямой через безводные степи. Работы стартовали сразу с двух концов — соединить «железку» предполагалось на реке Урал у села Ынтымак (тогда — Гребенщиково), где должны были возвести мостовой переход. Однако с самого начала кампания столкнулась с рядом серьезных трудностей.

© public domain (М. В. Фрунзе и Ю. В. Ломоносов)
© public domain (М. В. Фрунзе и Ю. В. Ломоносов)

По сути, для реализации этой масштабной идеи заранее практически ничего не подготовили — никакой сопутствующей инфраструктуры. Порой рабочим попросту нечего было есть и негде было спать — трудились буквально в открытом поле. Сначала стройку вели солдаты армии Фрунзе. Причем, последний из-за плохого снабжения не особо поддерживал проект. Затем из Самары, Саратова и близлежащих населенных пунктов направили несколько десятков тысяч человек, которые сооружали насыпь для будущей линии.

Трубопровод без труб

Несмотря на целый ряд проблем, в марте 1920-го власти Советской России запланировали параллельно стальной магистрали проложить еще и трубопровод. Однако для этой цели практически ничего не было. Исходя из наличия на складах промышленных изделий, можно было проложить лишь около 15 км. К идее В. И. Ленина использовать деревянные трубы специалисты отнеслись весьма скептически, пояснив Вождю революции, что поддерживать нужное давление в них попросту невозможно.

Тогда решили разбирать некоторые действующие нефтепроводы и монтировать по сути трубы, различающиеся друг от друга по длине и диаметру. Но даже их катастрофически не хватало. Несмотря на все это, стройку решили не останавливать. Хотя смысла в ней многие уже не видели.

© public domain (Бакинские нефтепромыслы, Биби-Эйбат, 1915 г.)
© public domain (Бакинские нефтепромыслы, Биби-Эйбат, 1915 г.)

Дело в том, что под контроль большевиков еще в апреле 1920-го перешли Грозный и Баку. Объем добычи на Эмбенских нефтепромыслах составлял чуть больше 1% от общего объема добываемой на территории страны нефти. С Северного Кавказа последнюю вывозили главным образом по Каспию и Волге, поэтому серьезных проблем с логистикой не было. Тем не менее на продолжение кампании до 1921-го выделили из казны свыше 1 млрд руб.

«Пресловутая Алгемба»

Условия труда не улучшались, что вызывало протесты — люди попросту отказывались выходить на работу. К тому же все усугубила разразившаяся эпидемия холеры, унесшая немало жизней. В итоге, в октябре 1921-го проект, получивший название «Алгемба», был остановлен.

О нем в дальнейшем предпочитали не вспоминать и в советских источниках информацию об этой стройке найти было не так-то просто. Некоторые документы и вовсе засекретили (в первую очередь это касалось количества жертв). Правда, из трудов Ленина можно было почерпнуть некоторые сведения о неудавшейся кампании.

© public domain (Строительство железной дороги в рамках проекта «Алгемба», название которому было дано по первым буквам конечных пунктов)
© public domain (Строительство железной дороги в рамках проекта «Алгемба», название которому было дано по первым буквам конечных пунктов)

В 1970 году вышел 51-й том его Полного собрания сочинений, содержащий письма, записки и телеграммы, написанные или продиктованные Владимиром Ильичом в 1919-1920 гг. (некоторые из них публиковались и раннее в других изданиях).

В частности, в одной из телеграмм в Саратов от 21 февраля 1920-го Ленин предлагает удвоить усилия для постройки Алгембы. А в марте того же года, обращаясь к Г. Е. Зиновьеву и И. Е. Котлякову, он подчеркивает исключительное государственное значение строящейся дороги.

© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Станция Александров Гай, 2014 г.)
© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Станция Александров Гай, 2014 г.)

В 1921-м, когда проект официально еще не был свернут, некоторые, включая профессора Леонида Константиновича Рамзина, не стеснялись критически о нем отзываться. Ниже приводится реплика из выступления инженера.

Доклад Государственной Комиссии по электрификации России (Пленарное заседание 2 октября 1921 года) // Электрификация России: Труды 8 Всероссийского электротехнического съезда в Москве 1-10 октября 1921 года. — Вып. 1. — С. 47:

«В области транспорта нефти необходимо срочно воссоздавать водный транспорт и прокладывать нефтепроводы, но, конечно, не такие, как пресловутая Алгемба».

Бессмысленный проект?

Отдельные современные исследователи, детально занимавшиеся данной темой, дают своеобразную оценку этому проекту, подчеркивая, что никакого экономического смысла он не имел, и это было очевидно с самого начала. Хотя бы учитывая тот факт, что пропускная способность магистрали планировалась примерно в сто раз больше, чем мощности по добычи нефти. Об этом в своих работах упоминает подробно д.э.н. А. А. Иголкин.

© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)
© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)

Да и в целом в тот момент казалось логичнее отремонтировать отгрузочную инфраструктуру на каспийской пристани Ракуша, до которой с Эмбенских нефтепромыслов ископаемое топливо транспортировали ранее по трубопроводу, на тот момент тоже неисправного.

При этом важно подчеркнуть, что построить линию от Александрова Гая планировали еще в царское время. То есть сама идея, причем для схожих целей, родилась раньше. В 1916-м проект включили, как отмечается в ниже процитированном источнике, в «план железнодорожного строительства на предстоящие годы».

Журнал «Железнодорожное дело». — СПб., 1916. — №35-36. — С. 7:

«Обсуждалось направление Александров Гай – Чарджуй – Керки, дающее второй выход из Средней Азии помимо загруженной Ташкентской ж. д. Большинством голосов Совещание высказалось за сооружения участков Алкс. Гай – Эмба и Кунград – Чарджуй, признав за первым участком значение для обслуживания Эмбинского нефтеносного района... Значение сплошной линии как разгружающей Ташкентскую, Совещание большинством голосов отрицало».

Интересно, что к похожей инициативе возвращались и после 1921-го. Проектирование линии велось в начале 1930-х; поднимался вопрос и через 40 лет. Но во времена СССР до реализации дело так и не дошло.

© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Станция Александров Гай, 2014 г.)
© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Станция Александров Гай, 2014 г.)

В современной России отдельными заинтересованными лицами выдвигались предложения по строительству железной дороги от ст. Александров Гай до ст. Индер (Атыраусская обл.) с целью создания нового транспортного коридора, соединяющего Россию, Казахстан и Узбекистан. Однако первая станция до сих пор, аж с 1895-го, так и остается тупиковой.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. «Алгемба» – грандиозная и безумная стройка // Резерв АСК. — Ижевск, 2013. — №5 (июнь). — С. 6
  2. Железнодорожное дело. — СПб., 1916. — №35-36. — С. 7
  3. Иголкин А. А. Алгемба: нефтепровод в небытие // Экономический журнал. — М., 2001. — №1. — С. 5-34
  4. Иголкин А.А. Отечественная нефтяная промышленность в первой трети XX века // Труды Института российской истории РАН. 1999-2000. — М., 2002. — Вып. 3. — С. 145-146
  5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — М., 1970. — Т. 51. — С. 233
  6. Революция и национальности. — М., 1932. — №7-9. — С. 74
  7. Труды 8 Всероссийского электротехнического съезда в Москве 1-10 октября 1921 года. — Вып. 1 (Электрификация России). — С. 47
  8. Труды 8 Всероссийского электротехнического съезда в Москве 1-10 октября 1921 года. — Вып. 2 (Электрификация районов). — С. 159