Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ужасы интеллигентной семьи

Ну что травматичного для детей может произойти в семье интеллигентов? Учителей, инженеров, воспитателей, врачей? Понятно, когда малыши страдают от выпивающих родителей, психически больных, когда их бьют, насилуют, отдают в детдом. А что страшного может случиться, когда семья полная, ребенок был одет-обут, пальцем его не трогали, водили в кружки-секции, беспокоились об оценках, будущем?

Когда я слышу что-то вроде: "У меня было прекрасное детство! Меня любили! Правда, я мало что помню..." я предполагаю, что это действие мощных защитных механизмов психики: вытеснения, подавления, изоляции, заморозки. К эмоциям, памяти доступ напрочь закрыт, потому что нет ресурса обработать большой, болезненный поток переживаний.

Как же можно травмировать психику ребенка в семье, которая имеет внешне благополучный фасад?

Не уделять внимание его внутреннему миру, обесценивать эмоции

Ну что ты разнюнилась? Цыц! Не до тебя сейчас! Что разревелась? Детей должно быть видно, но не слышно! Что ведешь себя так расхлябанно, как невоспитанная девочка! На тебя все смотрят!

Не помогать разбираться в ситуации

Ты еще маленькая, чтобы понимать в этом! Куда ты лезешь? Постой в сторонке! Да что может понимать ребенок, он же глупый! Это взрослые дела. Мало ли что она там хнычет, поплачет и успокоится. Объяснять это ей, зачем, что она может понять?!

Эмоции для ребенка - штука сложная, непонятная. Это как внезапно обнаруженная сверхспособность, которой можно и разрушать, и созидать. Взрослый может помочь малышу освоиться в переживаниях, научить с ними обращаться, растолковать, от чего ребятенок так чувствует, и что дальше можно с этим делать.

Также очень важно объяснять происходящее: почему, откуда, зачем.

Когда эти этапы игнорируются, обесцениваются, снижается их значимость, нераспознанные эмоции, непонятые события блокируются. В образах это выглядит как красивые мраморные плиты, изящные статуэтки. Ведь подавлять эмоции это красиво, одобряемо! Или переживания просто выкидываются, образуя пустоту.

И живет человек в такой адаптации - скованно, зажато, напряженно. С каменными мышцами, думает чужими мыслями, показывает только поощряемые эмоции, с дыркой в кармане и фиаско в любви. И в его днях очень мало жизни.

В процессе терапии возвращается жизнь, от которой пришлось отказаться, чтобы выжить. А выживать ребенку приходится, как показывает практика, и во внешне благополучной семье, и в откровенно разрушительной.

Так что, если у человека не было лютого трэша в детстве, его не били, он не наблюдал пьяные разборки родителей, в семье все было чинно-благородно, но сейчас, в настоящем, в жизни мало жизни, грустно, тоскливо, однообразно, страшно что-то менять, значит пришло время внимательно поисследовать свое прошлое.

Обесценивание эмоций, игнорирование внутреннего мира ребенка, приоритет только на внешнее - главное, чтобы был обут-одет, получал пятерки/стал начальником/гордостью семьи - действует так же разрушительно, как и физические издевательства.

А вы сталкивались с обесцениваем ваших переживаний?

Автор: Ольга Самохвалова
Психолог, Эмоционально-образный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru