В прошлом году я открыла для себя французского автора триллеров Франка Тилье, а в этом году окончательно и бесповоротно на него подсела. Надо же, думаю, какой мужик талантливый!
Я очень люблю триллеры (чем кровавее – тем лучше), но мало кто умеет их писать. Как правило, выходит сочетание любопытного, а порой и очень интересного сюжета и бездарного, если не убогого, стиля. А точнее, полного его отсутствия. В этом плане, конечно, кинотриллеры сильно выигрывают.
И тут Тилье. Да, все еще не Шекспир, но уже очень даже ничего. Очень даже хорошо местами, если уж совсем честно. Я читала пару его отдельных внесерийных книг и несколько романов из серии о Шарко. Восторг! Всегда мега-запутанный сюжет на совсем не банальную тему, выраженный хорошим, но не перегруженным литературным языком. То, что надо для остросюжетной книги.
Правда, читала я исключительно те книги, что были написаны недавно. Двигалась по библиографии Тилье от конца к началу. Но однажды наступает этот «чудесный» момент, когда ты решаешь стать вдумчивым читателем и начать понравившуюся серию с начала, как нормальный цивилизованный человек.
Тут я, к тому же, благополучно затупила – не смогла толком разобраться, какую же книгу следует считать и читать первой: «Комнату мертвых» или «Адский поезд для Красного ангела». В общем, я взяла «Ангела», который в любом случае либо первый роман серии, либо второй.
Всю дорогу чтения я разве что кровавыми слезами не плакала. Кто написал эту книгу вместо Тилье?! Или, что логичнее, кто сейчас пишет вместо него по-настоящему классные книги?..
На низвержение идола ощущение не тянет, конечно, но все равно очень грустно.
Но давайте обо всем по порядку.
Итак, опытный матерый Шарко страдает от того, что никак не может отыскать пропавшую без вести жену – ни улик, ни зацепок. При этом никто не отменял работу, на которой с лихвой хватает своих трудностей. Взять хотя бы новое дело: некий изобретательный садист с особой жестокостью убил и выставил напоказ молодую одинокую женщину. Как вскоре выяснилось, это совсем не единичный случай в его убийственной «карьере»… А главное – всю свою деятельность преступник направил именно на Шарко, беззастенчиво с ним заигрывая.
Сказать, что негодяй умен – скромно промолчать. И очень, невероятно, просто запредельно жесток! Как раз для тех, кто любит покровавее.
Подробнее останавливаться на сюжете не буду, лучше сразу перейду к моментам, которые загнали меня в глубокий ступор.
Экспертность. Тилье – синоним экспертности в криминальной развлекательной литературе. Он прочесывает выбранную тему сначала редким гребнем, а потом самым частым из возможных. Полное погружение в режиме нон-стоп. А учитывая, что читают его на 99% обычные люди, редко в заявленных вопросах разбирающиеся, текст выходит очень правдивым, если можно так сказать. Нет ощущения, что автор что-то там от балды городит, нет ощущения нереалистичности.
Здесь же просто беда какая-то с экспертностью. Одной из главных тематических ответвлений является БДСМ, и Тилье даже не пытается хоть немножко в мир Темы погрузиться – он идет по самому простому пути клише и заблуждений. Это вообще частая проблема в криминальной литературе, как я посмотрю. Аналогичная была у Гранже с его «Землей мертвых». БДСМ-щики – это такие маньяки, у которых от жесткого с*кса до поедания себе подобных вот буквально полшажочка. Никто из этих выдуманных БДСМ-щиков никогда не соблюдает основные принципы добровольности и безопасности, они прячутся по темным тайным клубам, как крысы и вообще наглухо больные безнадежные маргиналы. Это очень грустно. Это не имеет никакого отношения к культуре Темы. Это глупые детсадовские фантазии человека, которому было лень чуть больше времени потратить на выяснение вопроса. Нельзя смешивать БДСМ и насилие. Это суть разные вещи!
Стилистика. В поздних романах Тилье очень хорошо пишет. Вероятно, и вычитывать его редакторы стали гораздо лучше, но все же чувствуется, что в основе изначально хороший красивый текст. Здесь же… Убогие метафоры, заезженные приемы, все эти печальные взгляды вдаль. И диалоги, по принципу «Оторви и выбрось», где каждая! Вторая! Фраза! Заканчивается! Восклицательным! Знаком! Который! В какой-то! Момент! Начинаешь! Ненавидеть! Всем! Сердцем! Что-то в таком духе:
- Ты не должен сдаваться, твоя жена верит в тебя!
- Нет, я не буду сдаваться!
И так полкниги. Я не преувеличиваю. Как будто восторженный 15-летка писал. Бесталанный 15-летка…
Герои. Опять же, в поздних романах всегда очень продуманные, глубокие, завораживающие персонажи. У каждого своя естественная изюминка, о каждом узнаешь что-то, придающее ему вес и человечность. И маньяки не безлики, даже если их истинная натура так и остается в тени после финала – они творят страшные дела, но с четким мотивом, который к концу все-таки удается разгадать. Они замотивированы так, как Тони Роббинсу и не снилось. В «Адском поезде» злодей оригинален, но его мотивы совершенно неубедительные. В нем нет ощущения, что созрел ядовитый плод. Он скорее похож на кое-как слепленную детсадовскую поделку в виде плохо раскрашенного яблока…
Грубость. А точнее, бессмысленная грубость. Вдохновением для романа явно послужили «крутые детективы». Ну, знаете, где полицейские плевали на закон и просто творили всякую дичь – избивали подозреваемых до полусмерти, портили чужое имущество, подвергали людей опасности ради своей цели, оскорбляли, высмеивали и унижали под настроение. Выглядит все это дело совершенно омерзительно. И оно на 100% неуместно. Мне, например, запомнилась сцена с женщиной, которая не играет никакой роли для сюжета вообще, она появляется буквально на полстранички за всю книгу. Тилье прописал целый диалог, в котором служители закона, обратившись к ней за помощью, высмеивают ее внешность, а точнее, ее недостатки. И в этом нет вообще никакого резона или подтекста! Просто два мужика смеются над женщиной средних лет в отвратительных уничижительных выражениях. Чисто по фану, как сказало бы поколение помоложе.
В итоге получилась неровная, неинтересная, непонятная книжка, которая не тянет даже на пробу пера. Я понимаю, что все авторы должны пройти стадию «разминки», когда их работы не блещут талантом, а узнаваемый стиль только закладывается. Но это… Редкий случай, когда мне захотелось разобрать именно не понравившуюся книгу.
Тут должен быть вывод о том, что к черту раннего Тилье, я разочарована, я мухожук… Но нет. Естественно, одна плохая книжка не помеха для любительницы кровавых триллеров :)
Но вот вас я предупредила: лучше держитесь от «Адского поезда для Красного ангела» подальше и читайте только поздние книги Тилье.
Спасибо за внимание!
Поддержать канал "Убей свои выходные":
На карту Сбербанка: 4276 7700 1435 7237