Найти в Дзене
Angel.ka

КАИН И АВЕЛЬ

Оглавление

История о Каине и Авеле хорошо известна всем христианам.

Цель же этой публикации - постараться ответить на три вопроса, которые обязательно возникают при внимательном изучении Писания.

Вопрос первый:

Зачем первая семья разводила скот, который пас Авель? Чтобы употреблять в пищу мясо? Но, ведь Бог сказал: "... вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу" (Быт. 1:29). Господь благословил есть мясо только после потопа: "...всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте" (Быт. 9:3-4). Может быть они стригли с них шерсть? Но тёплая одежда была им не нужна, поскольку изменения в климате тоже произошли после Потопа:"...впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся"(Быт. 8:22). А до этого события люди жили всё равно что в теплице.

Вопрос второй:

В послании к евреям написано: "Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё..." (Евр. 11:4).

Чем жертва Авеля была лучше жертвы Каина?

Вопрос третий:

"И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт. 4:15). Какое знамение сделал Господь Каину?

Для того, чтобы каждый из этих вопросов разобрать подробно, публикация разделена на три части.

Часть первая

Вопрос: Зачем первая семья разводила скот, который пас Авель?

Чтобы человечество не сгинуло с лица Земли, высылая прародителей из Рая, Господь мудро распределил обязанности мужа и жены. "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей" (Быт. 3:16). "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:17-19). Даже в современном мире земледелие считается очень тяжёлой и изнурительной работой. Что уж говорить о тех временах, когда каменные (лемех, орало, мотыга, кирка) были единственными орудиями труда для обрабатывания земли.

Когда Ева родила Каина, она явно вдохновилась и сказала: "приобрела я человека от Господа"(Быт. 4:1)

Однако, пользуясь словарём Стронга, этот стих можно перевести и по-другому.

"Сказала"(559)

1. Сказать, говорить;

2. Провозглашать, возвещать;

3. Хвалиться, хвастаться

"От"-

(854) Вместе с, с, возле, у, подле;

(855) Лемех, орало, мотыга, кирка;

"Человека"(376)

1. Мужчина, человек;

2. Муж;

3. Каждый.

Альтернативный перевод: "...и похвалилась: приобрела я мужчину, (т.е. ещё одного работника для обрабатывания земли) (лемех, орало, кирку, мотыгу) Господь".

Так же радовались о сыне и родители Ноя: "Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарёк ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь" (Быт. 5:28-29).

Далее читаем: "И ещё родила брата его, Авеля"(Бытие 4:2). Как в самой этой фразе, так и в имени, которое было дано "брату Каина" такого восторга не наблюдается.

Если в имени Каин заложен смысл: создавать, получать, производитель, приобретать (от др. -евр. корня "кана"), то Авель (в слов. Стронга 1893) соседствует со словом "авель"(1892), которое означает:

1. Суета, пустота, тщета, напраслина;

2. Дуновение, дыхание...

"Суета сует, всё суета..." (Екклесиаст) - то же самое слово "авель".

Имя Авель - это констатация того факта, что практической пользы, по всем внешним признакам, от него не будет. Слабенькое дуновение, в отличие от своего брата, не сможет выполнять тяжёлую работу земледельца.

Это подтверждается и дальнейшим повествованием. "И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец" (Быт. 4:2)

Посмотрим значение слов "пастырь"(7462):

1. Пасти, кормить, пастух;

2. Пастись, питаться;

3. Дружить, иметь дело, общаться, быть дружком (на свадьбе), заводить друзей

и "земледелец"(5647):

1. Работать, трудиться;

2. Возделывать, обрабатывать (землю);

3. Служить, быть рабом, покоряться;

4. Принуждать или заставлять работать.

Авель гулял себе целыми днями на свежем воздухе со своими любимыми овечками, да козочками. Охранять стадо было не от кого, поскольку звери ещё не "озверели". Проходить большие расстояния в поисках пастбищ нужды не было, травы кругом хоть отбавляй. Спокойное, беззаботное, полное радостных впечатлений занятие Авеля резко контрастирует с изнурительной работой Каина. Думаю теперь нам будет легче понять, какие чувства испытывал Каин, когда Бог отверг его дар.

Часть вторая

Вопрос: Чем жертва Авеля была лучше жертвы Каина?

"Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его..."(Быт. 4:3-4).

Обратимся к словарю Стронга . Дар "от плода земли" и дар "от первородных стада" - одно и то же слово под номером (4503)

1. Дар, подарок;

2. Дань;

3. Приношение, жертва (без крови).

"принёс"(935):

Приносить, приводить.

"тук"(2459):

Тук, жир, лучший.

Однако, так же пишется и другое слово:

Молоко(2461)

Таким образом, более точный перевод с оригинала будет выглядеть следующим образом:

"Спустя несколько времени, Каин принёс от плода земли бескровную жертву Господу, и Авель тоже принёс (или привёл) от первородных стада своего (далее можно перевести двумя способами: или "лучшее", или "и от молока их") . И призрел Господь на Авеля и на бескровную жертву его".

Итак, по сути, Каин и Авель принесли одинаковую бескровную жертву.

В этой истории ни одно животное не пострадало.

Если это так, то чем же жертва Авеля лучше жертвы Каина?

Давайте взглянем на эту историю с другой стороны.

Каин - сильный, крепкий, выносливый человек. Надежда и опора родителей.

Авель - полная его противоположность. "Напраслина" - так он был назван в день своего появления на свет, таким и оставался в глазах родителей и старшего брата. Обуза и нахлебник, от которого ни толку, ни проку.

Пастбище - единственное место, где Авель чувствовал себя нужным. Он утешался в кругу своих друзей, звал их по имени, и подопечные с радостью бежали на голос своего доброго пастыря.

И вот наступил тот день, когда Каин и Авель предстали перед Творцом со своими дарами.

"И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел" (Быт. 4:4-5).

Почему? Потому что Авель в простоте сердца выбрал лучшее из того, что даровал ему Господь, и с радостью предстал пред Богом, веруя что Творец всего сущего смотрит не как человек, и что сердца сокрушенного и смиренного Он не презрит...

Каин же "справедливо" полагал, что Всевидящий оценит результат его трудов ПО ДОСТОИНСТВУ. Поэтому когда Бог на дар его не призрел, Каин пришёл в ярость. Он уже давно презирал своего брата. А Божии наставления только сильнее ожесточили нераскаянное сердце, и гнев породил братоубийство.

"...но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом»"(1-е Коринф. 1:27-31).

Авель - прообраз Господа Иисуса Христа. За всю историю человечества только два добрых пастыря жили на земле. Добрый пастырь - это не тот, кто пасёт своих овечек на злачных пажитях и водит к водам тихим, чтобы, как следует раскормив, отправить на убой, но тот, кто "полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11).

Часть третья

Вопрос: Какое знамение сделал Господь Каину?

"И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт. 4:13-15).

Итак.

Каин в приступе гнева, вызванного кажущейся несправедливостью, убил Авеля. Произошло одно из самых жестоких и чудовищных преступлений - братоубийство.

Но было ли то спланированным преступлением?

Нет! Как можно спланировать то, о чём не имеешь ни малейшего представления? Первые люди знали о смерти меньше, чем современные маленькие дети, которые черпают такую информацию из многих источников: сказок, мультфильмов, видеоигр и т.п.

О том, что все живущие существа, в том числе они сами, в конце концов умрут, Адам и Ева слышали "смертью умрёте". Но слышать о чём-то - это одно, а осознать смерть как окончательное прекращение видимой жизни - это другое. До этого печально известного события первые люди не видели даже смерти животных. Тот факт, что любой человек может внезапно лишить жизни другого - поверг Каина в ужас. Страх смерти превратил сильного, крепкого, выносливого человека, созданного по образу и подобию Божию, в тварь "стонущую и дрожащую".

"И сказал Каин к Господу:«Большее - обвинение моё, чтобы вынести мне, если изгоняешь меня сегодня - от лица Твоего скроюсь, и буду стонущий и дрожащий на земле, и будет всякий - нашедший меня, убьёт меня...»"

(Подстрочный перевод греческого текста Ветхого и Нового Завета)

"Стонущий и дрожащий" обращается к Милосердному Богу и по сути говорит следующее: "Ты отсылаешь меня на верную погибель!"

Потому что:

"Земля не станет более давать силы своей для меня"

- Чем же питаться?

"Всякий, кто встретится со мной, убьёт меня..."

- Чем и как защищаться?

"И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт. 4:15).

Знамение, которое сделал Господь, было чем-то невиданным и впечатляющим.

- Оно дало Каину возможность не умереть с голоду

- Было призвано защитить его от "всяких" (злонамеренных людей и животных).

Господь Бог дал Каину Огонь!

Но разве Огонь - что-то невиданное и впечатляющее? Да! Огонь, как могущественная стихия, был неведом "тогдашнему" миру. Грозы, молнии, стихийные пожары появились только в "нынешнем" мире, который сберегается "огню на день суда и погибели нечестивых человеков"(2-е Петра 3:7).

Обретение огня позволило Каину и его потомкам не просто выжить. Построив город для защиты от внешних врагов, они активно начали осваивать окружающий мир. В результате, одни начали вести кочевую жизнь, перегоняя стада с одного места на другое. Переносные шатры из шкур скота служили убежищем, приготовленное на огне мясо употребляли в пищу. Другие преуспели в ремесле и различных искусствах. Например, Тувал-Каин прославился тем, что стал мастером в изготовлении первых медных и железных орудий труда. Значит, к тому времени человек приобрёл навыки добычи руд, в частности металлов, а также изучил их свойства.

Но, как мы знаем из истории, всё то доброе, что Бог дарует людям, в конце концов начинает служить злу в руках грешного человека.

Что воспевает Ламех, отец стольких изобретателей?

Оружие!

Ламех смотрит на только что изобретённое орудие убийства, выкованное его сыном, а из груди его вырывается песнь торжества. Песнь о том, как далеко ему удалось опередить своего предка Каина, имевшего для защиты только лишь огонь. Ламех уже не только не боится убийства, он теперь осознанно готов лишать жизни.

"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт. 6:5-7).

Как потомки Каина тогда, так и современные жители земли сегодня сильно заблуждаются, если верят в то, что их благополучие и безопасность зависят от того, как они сами распорядятся своей жизнью.

"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят"(2-е Петра 3:10).

Ещё несколько интересных выводов

Много о чём ещё можно размышлять, изучая историю о Каине и Авеле...

Почему Всемогущий и Всезнающий Бог допустил это убийство?

Ответ прост.

"Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путём будут покоиться на ложах своих"(Ис. 57:1-2).

Каким образом Каин убил Авеля?

Думаю, он убил его камнем и почти наверняка случайно.

Почему именно камнем?

Потому что из Писания нам известно, что осуждённых на смерть убийц побивали камнями.

Почему случайно?

Возможно, что город, который построил Каин, - это прообраз "городов-убежищ", которые было велено построить сынам Израилевым в земле обетованной с той целью, "чтобы убегать туда всякому, убившему человека неумышленно"(Числ. 35:15).

P.S.

Это моя вторая публикация. Ознакомиться с первой "Сыны Божии" вы можете на моей страничке.

#каиниавель #новыйвзгляд #жертвакаина #первоеубийство #братоубийство #мирдопотопа #писание #бытие