41,5K подписчиков

Земля бесконечных войн - Алжир

4,7K прочитали

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен.

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.

Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях. В Алжире таких тем возникло несколько и одна из них - это войны, которые вспыхивали здесь с частотой рейсового автобуса. Я пропущу древние времена - Барбароссу, Султана Сулеймана и расскажу о двух самых кошмарных периодах, которые отметились особой жестокостью. Это действия Франции и Фронта национального освобождения, то есть и завоеватели, и освободители по своим действиям практически не отличались друг от друга. Есть несколько сложных моментов:

  • тема обширная и в одной статье ее не раскрыть;
  • Дзен всё же не научная платформа, а больше площадка для ознакомительной информации;
  • эти истории связаны с огромным количеством жестоких подробностей и жутких фото.

Поэтому я решила изложить суть и дать несколько ссылок, в которых некоторые вопросы раскрываются подробнее, там же и все описания и фото (сразу предупреждаю, что там жесть, и если вы впечатлительные, то лучше не открывайте ссылки).

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-2

Ключевая мысль заключается в том, что благородная Франция при завоевании Алжира и попытках удержать его под своим контролем действовала максимально жестко и жестоко, обосновывая отход от идей гуманизма важными целями и эффективностью такого подхода. Важно то, что это происходило совсем недавно с точки зрения истории и то, что Франция никак не покаялась за совершенные злодеяния и все сделали вид, что в общем-то ничего не было. Забыли, как о неприятной мелочи, и можно дальше делать вид, что «мы - демократическая нация, мы гуманисты, мы за права человека и свободу».

Запутанные отношения Франции и Алжира начались еще в 19м веке. В 1830 году французы под предлогом борьбы с пиратством захватили основные города Алжира, и это положило конец господству Османской империи на Севере Африки. Перед захватом французы обратились к алжирскому населению: «Мы, французы и ваши друзья, сейчас направляемся в столицу страны — город Алжир. Мы клянемся в наших добрых намерениях, и если вы присоединитесь к нам и докажете, что способны обеспечить нам безопасность, то власть будет оставаться в ваших руках, как и раньше и вы сохраните независимость своей страны».

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-3

Сразу же после вступления на территорию Алжира, французы начали совершать преступления, которые не идут ни в какое сравнение с тем, что совершали гитлеровцы в восточной Европе. Майор Монтаньяк, который руководил французскими частями в районе города Скикда в 1843 году, признается в том, что арабам отсекали головы, будучи уверенным в том, что арабы после достижения пятнадцатилетнего возраста должны быть убиты. Излюбленной стратегией борьбы Монтаньяка было тотальное истребление населения, будь то мужчины, женщины или дети. Об этом свидетельствует выдержка из его письма одному из друзей: «Ты спрашивал у меня, как мы поступали с женщинами. Некоторых мы оставляли заложницами, других же меняли на скот или продавали на аукционах, как стадо баранов. Это наши методы борьбы с арабами, мой друг. Убивать мужчин, а женщин и детей погружать на корабли и отправлять на Полинезийские острова. Короче говоря, истребление всех тех, кто отказывается ползать у наших ног, как собаки».

Более подробная информация с множеством ужасных деталей и примеров в приведенной ниже статье (она не моя).

Французы действовали бесцеремонно и предвзято - крестьян переселяли с плодородных участков, а их земли за бесценок продавали переселенцам. При этом арабы и берберы оставались людьми второго сорта. Чтобы претендовать на гражданство, они должны были отказаться от ислама. Метрополия жестоко подавляла любые признаки инакомыслия и контролировала жизнь в Алжире более пристально, чем другие европейские государства в своих владениях.

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-4

В 1871 году Франция просто объявила Алжир своей территорией (без всяких там референдумов). После этого французы устремились в Алжир, где имели массу привилегий и преимуществ, а мусульман всё больше вытесняли в провинции и непригодные для жизни места.

За полный контроль французам пришлось сражаться ещё 17 лет и эта победа далась большими жертвами. Британский историк Бен Кирнан оценил число погибших за эти годы в 825 тысяч этнических алжирцев (треть населения) и утверждал, что происходившее можно назвать геноцидом.

Понятно, что при таких условиях росла неприязнь и даже ненависть к метрополии и французам, появились антиколониальные настроения и появились первые зачатки движения, которое затем станет Фронтом национального освобождения (ФНО). Но французы уж очень полюбили все богатства, которые выгребались из колонии - табак, виноград, цитрусовые, овощи, финики и поэтому даже не собирались уступать эти прелести людям второго сорта.

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-5

Взрыв протестов начался в ноябре 1954 года. ФНО атаковали французские военные укрепления, полицейские участки, склады, коммуникационные узлы и муниципальные учреждения. ФНО придерживался радикальных взглядов, пользовался террористическими методами и подставлял мирное население. Еще одной стороной конфликта выступили этнические французы и другие европейские иммигранты, которые родились в Северной Африке. Большинство из них никогда не были во Франции и считали Алжир родиной. Их звали «пье-нуар», то есть «черноногие» (в начале XX века многие из них работали кочегарами на кораблях и их ноги становились черными от угольной пыли).

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-6

Франция изумилась, возмутилась такой наглостью и перешла в атаку - начался планомерный террор и зачистки, в результате которых многие лидеры ФНО погибли или попали в заключение. Это длилось три года, но привело к обратному результату - националистов стало намного больше, и они сменили тактику. Теперь их целью стали потомки европейских иммигрантов. Жестокость ФНО была осознанной и рассчитанной на усиление террора со стороны французов, что в свою очередь подтолкнуло бы население, которое сохраняло верность Франции, переходить на сторону ФНО и заставило бы переселенцев бежать в метрополию. Так что освободители мало чем отличались в своих действиях от французов.

Но расчёт оказался верным. Французы, увидев жуткие сцены расправы ответили ещё большей жестокостью и возвели ее в ранг разрешенного и законного действия. После взрывов в кафе и аэропорту, которые осенью 1956 года, были организован ФНО началась жестокая битва за столицу, которая продлилась целый год. Франция объявила проведение «специальной операции по поддержанию порядка» (не напоминает ничего? То есть, им можно, а другим «ни в коем случае»).

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-7

Но ФНО набирал силу и не думал сдаваться, поэтому правительство направило десантную дивизию под командованием Анри Лакоста, предоставив ему разрешение на любые действия, «необходимые для восстановления порядка и соблюдения мер безопасности». Именно это событие привело к тому, что грань между жестокими радикалами-мусульманами и гуманистами начала быстро стираться. Гуманисты стали официально применять пытки, оправдывая это эффективностью в подавлении восстания. Обоснованием для этого стал доклад чиновника Рожера Вийома, в котором он предлагал «институализировать» жестокие методы для пользы победы. Гуманист утверждал, что пытки током и водой не причиняют вреда здоровью, а больше воздействуют психологически.

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-8

С этого момента французская армия начала применять пытки к повстанцам и мирным алжирцам уже на "законной" основе. Многие офицеры даже спустя много лет не признавали аморальности приказов и доказывали, что именно «нестандартные» методы допросов помогли выиграть битву за Алжир. А также многие политики, журналисты, военные, священники убеждали, что без пыток французы не отстояли бы Алжир, и он бы, почти наверняка (но, конечно же, не точно) оказался бы под властью радикалов из ФНО. Другие приходили в ужас от масштаба и жестокости пыток. Они убеждали, что подобные методы разрушают нацию и вспоминали, как сами подвергались пыткам со стороны немцев в период оккупации. Тем более, что редкие кадры комнат для допросов в Алжире вызывали явные ассоциации с застенками французского гестапо. Но это не имело никакого влияния, и пытки остались законным методом ведения войны.

Война подорвала авторитет Франции как одного из оплотов европейского гуманизма. Вдруг оказалось, что страна, которая четыре года страдала от нацистской оккупации, действовала против алжирцев так же, как против французских евреев действовали сотрудники гестапо.

Во Франции и в международном сообществе уже в конце 1950-х подняли тему о том, с какой пугающей легкостью солдаты и офицеры воспроизводили в Алжире методы нацистов. Пьер Видаль-Наке, французский историк, подсчитал, что французскими военными в Алжире были зафиксированы "сотни тысяч случаев пыток". В 2001 году генерал Оссаресс признался в своей книге "Спецслужбы Алжира 1955-1957" (2001) в том, что применял пытки и незаконные казни по прямому приказу генерала Массу. Оссарессес заявил, что пытки были применены по прямому приказу правительства Ги Молле. Пытки были частью методов психологической войны, как предполагали генерал Салан и другие (Branche, 2004).

И так происходило не только в самом Алжире. В октябре 1961 произошло массовое убийство этнических алжирцев на улицах Парижа.

Тогда около 30 тысяч иммигрантов вышли на улицы в рамках мирного протеста против комендантского часа, согласно которому алжирцам запрещалось покидать квартиры и дома с 20:00 до 5:30. Вечером 17 октября представители властей арестовали около 14 тысяч человек и убили как минимум 100. Большинство тел сбросили в Сену, а значительную часть задержанных нелегально депортировали в Алжир. На набережной в тот день появилось граффити со словами: «Здесь мы топим алжирцев».

Это длинный и непростой пост, но для понимания страны он важен. Если страна меня зацепила, то мне, как правило, хочется нырнуть в ее историю, понять какие-то события или узнать больше о традициях.-10

А государство государство тщательно и жестко скрывало избыточное насилие, контролируя новости, запрещая журналистам расследовать историю, уничтожая архивы. И даже сейчас демократическая Франция по-прежнему не признают вину в военных преступлениях периода алжирского конфликта. Ни Олланд, ни Макрон даже не упоминают о преследовании алжирских иммигрантов на территории Франции (не говоря уже о признании, извинениях и компенсация).

Несмотря на историю, наследие, культуру и принципы гуманизма, при определенных обстоятельствах многие французы повели себя не лучше нацистов или террористов, которым они противостояли. Так что ни у одной нации нет иммунитета от вируса жестокости или насаждения своего превосходства любыми методами. Опыты Мильграма это убедительно доказали.

А мне хочется показать, насколько прекрасна эта многострадальная страна

Эти события описаны и показаны в фильмах и статьях. «Битва за Алжир» — военная драма итальянского режиссёра Джилло Понтекорво.

Другие фильмы:

"Маленький солдат" Жан-Люка Годара (1960). Запрещен до 1963 года, поскольку некоторые сцены содержали пытки. Название переводится как "Маленький солдат"

"Нуар ночи" Алена Тасмы (2005). Парижская резня 1961 года.

Маран, Рита (1989). Пытки: роль идеологии во франко-алжирской войне, Нью-Йорк: Издательство Prager Publishers.

Видаль-Наке, Пьер. Пытки в Республике (1970)

Шатц, Адам (21 ноября 2002). "Пытки Алжира".