Найти тему
VK Play

Обзор Stones Keeper — не замена «Героям», хотя кое в чем игра их превзошла

А вам слабо сказать новое слово в жанре, делая игру вечером после работы?

Плох тот разработчик, который не хочет создать свою Heroes of Might and Magic. Ну или Disciples, или King’s Bounty, или что-нибудь похожее. Вот и Stones Keeper — дебютный проект крохотной студии SK Team — пошаговая стратегия с RPG-элементами и тактическими сражениями на специально отведённых аренах. Силами двух основных разработчиков и горстки художников-фрилансеров проект создавали на протяжении шести лет. Теперь новинка доступна в Steam по цене нескольких банок пива. Однако стоит ли тратить на неё своё время?

Как и во всех подобных играх, значительная часть событий Stones Keeper разворачивается на глобальной карте. Перемещая по ней свой летающий замок, вы находите дружелюбно настроенных персонажей, способных дать поручение и последующую награду, а также отряды врагов — как обычных разбойников, так и волшебных существ. Кроме того, есть смысл немного поиграть в пиксельхантинг и отыскать незаметные на первый взгляд источники различных бонусов и ресурсов. Число возможных перемещений и действий за ход ограничено, хотя в режиме кампании (а он тут основной) это не то чтобы важно: сюжет и враги смиренно ждут, пока вы неспешно исследуете окрестные земли.

Религиозные фанатики соседствуют со стационарным миниганом, хотя в остальном игра – чистое фэнтези
Религиозные фанатики соседствуют со стационарным миниганом, хотя в остальном игра – чистое фэнтези

Причём никто не запрещает полностью сконцентрироваться на одних лишь обязательных для посещения лагерях, шахтах, крепостях и остальных важных локациях, игнорируя все дополнительные. Правда, тогда не удивляйтесь, если вам в какой-то момент не хватит ресурсов, сил и очков опыта для битвы с условным «боссом». Гении тактики, впрочем, могут попробовать и заспидранить Stones Keeper — не исключено, что у них это получится, хотя сражения тут весьма сложные.

К слову о пошаговых тактических битвах. Начнём с того, что именно они наглядней сильнее всего демонстрируют дешевизну Stones Keeper: если глобальную карту художникам ещё кое-как удалось детализировать, а всевозможные знаки, портреты и миниатюры у них так вовсе вышли стильными, то полупустые арены и почти не анимированные юниты, движущиеся словно картонки, смотрятся не особо приятно.

Орки в Stones Keeper довольно-таки необычные
Орки в Stones Keeper довольно-таки необычные

Вдобавок каждый юнит занимает от двух до шести клеток (подобно трехмерным Heroes), на поле боя почти всегда хватает разных препятствий, а для дальнобойных атак (так или иначе доступных каждому существу) на линии выстрела не должно быть лишних объектов (прямо как в Age of Wonders). Сражаться приходится в тесноте, и часть игроков это может обидеть. Конечно, правила едины для всех, включая ваших противников, но когда бойцы стоят в очереди, чтобы куда-то пройти, это и выглядит довольно глупо, и сильно вредит темпу сражений.

Немного расчистить арену позволяют бомбы, и в основном они применяются как раз для этого, поскольку их длинный «фитиль» даёт противникам время покинуть опасную зону. Впрочем, взрывчатка не бесконечна, а число очков действия у юнитов весьма ограничено, так что толкотни всё равно не избежать да и наносить урон врагам лучше традиционными способами: основательно стукнуть их магией или чем-то тяжёлым.

Познакомьтесь с элементалями всех четырёх стихий!
Познакомьтесь с элементалями всех четырёх стихий!

Основных рас в Stones Keeper четыре: люди, нежить, эльфы и орки. В режиме кампании мы выступаем на стороне человечества, которое стало жертвой агрессии со стороны всех соседей одновременно. Впрочем, внутри нашего королевства сепаратистов и интриганов тоже хватает — игра иногда бывает мрачной и действия главных героев порой морально неоднозначны.

В бой изначально дают вести только трёх юнитов — мечника, рейнджера и паладина, а позже отряд пополняют всадник с копьем и могучий грифон, способный бить сразу нескольких рядом стоящих врагов. У вражеских войск тоже хватает полезных умений: нежить, к примеру, горазда питаться здоровьем ваших солдат, а весьма крепкие элементали (как правило, защищающие артефакты) бьют по большой площади с помощью камнепадов и цепных молний и даже способны призвать миньонов.

Снаружи замки у всех рас уникальные, но интерьер идентичен
Снаружи замки у всех рас уникальные, но интерьер идентичен
-6

Кроме того, воякам можно выдать доспехи и оружие и положить им в карманы боеприпасы, зелья и бомбы. Обратите внимание, кстати, что размеры отрядов в Stones Keeper крохотные — одна фигурка олицетворяет не много десятков, а то и сотен существ, а одного и единственного, что очень странно по меркам жанра, да и в сюжет не сказать чтобы вписывается идеально. Зато всех юнитов можно прокачивать, так как очки опыта универсальные: вы сами решаете, на кого их потратить и какие умения им прикупить. Если же вдруг боец погиб, то его следует воскресить после битвы за деньги — правда, монеты довольно быстро кончаются, и их разумно копить для действительно тяжёлых случаев, а часть относительно простых сражений — проходить заново, чтобы обойтись без потерь.

Аскетичная графика, чересчур традиционный, а то и скудный, ассортимент воинов и их умений, а также извечная теснота полей боя могли бы сделать сражения в Stones Keeper (и заодно всю игру) неинтересными и надоедающими. Но разработчики из SK Team превратили каждую битву в запоминающееся приключение: придумали множество уникальных сценариев и припасли уйму сюрпризов для геймеров. Тут есть и штурм укреплений с необходимостью взрывать турели, и оборона от нескольких волн врагов, а также спасение пленных при ограниченном запасе времени, сопровождение беззащитного, но очень важного груза и даже (кривая в плане дизайна) стелс-миссия.

Русский язык, конечно, в наличии. Хотя почему-то проскакивают и фразы на английском
Русский язык, конечно, в наличии. Хотя почему-то проскакивают и фразы на английском

Кроме того, тут случаются ситуации, когда враги или вы получаете подкрепление по ходу боя (как предсказуемые, так и внезапные). Временные союзы, засады, предательства, встроенные развилки сюжета и встречи с последствиями своим предыдущих решений — все они тоже встречается в битвах. И, пожалуй, это то, что позволяет Stones Keeper выделиться и обогнать всех популярных коллег по жанру.

Интересные и разнообразные сражения на тактической карте — основная причина одолеть пятнадцатичасовую кампанию Stones Keeper, единственную и будто бы обучающую, неполноценную. Некоторые игровые механики в этом режиме попросту не успевают толком раскрыться: например, редкие виды ресурсов (коих в игре зачем-то сразу четыре, помимо денег, руды и древесины) выдают порционно и ровно столько, чтобы вам хватило на кузницу, лабораторию и ещё пару важных построек. Вдобавок очень долго остаётся загадкой, для чего замку собственные очки «здоровья». Да и к наёмникам доступ дают лишь под конец прохождения, когда вы уже основательно прокачали своих стандартных бойцов. Даже разработчики в комментариях в Steam признают, что кампания вышла слишком поверхностной и короткой.

Иногда в текстах встречаются вполне уместные отсылки и шутки
Иногда в текстах встречаются вполне уместные отсылки и шутки

Далеко не идеальны и остальные режимы Stones Keeper: онлайн-мультиплеер вполне предсказуемо пуст, глобальная карта для полноценного стратегического противостояния предусмотрена только одна, а многочисленные арены для пошаговых битв не в состоянии предложить что-либо новое тем, кто успел одолеть весь сюжет. Спасибо хоть, что есть любимый народом «хотсит» — возможность сражаться друг с другом за общим компьютером. Но будем честными: сейчас подобное слабо востребовано вопреки массовой ностальгии.

Если кампания уже пройдена, то вам остаётся только попробовать свои силы в игре за нежить, эльфов и орков — освоить их юниты и боевые умения прежде чем удалить Stones Keeper с компьютера. И хотя SK Team обещает и дальше улучшать свой проект, едва ли он как-либо кардинально изменится. Во всех смыслах отличной игрой, точно способной порадовать и покорить фанатов жанра Stones Keeper станет только тогда, когда разработчикам дадут бюджет на ремейк, а также пару советов по геймдизайну. Если дадут: такое ведь совсем нечасто бывает…