Помните, в отличном фильме «Звезда пленительного счастья», аккурат после того, как Николаю I доложили о казни пяти декабристов, показывают сцену, как в Военной галерее Зимнего дворца снимают портрет князя Волконского.
Момент неплохой, сильный, как и весь фильм. Вот только нереальный. При всем уважении к создателям этого кино момент с картиной они додумали для пущей убедительности того, что царь плохой.
И так все это убедительно снято и хорошо сыграно, что никаких сомнений просто быть не может.
Однако, как это часто бывает, есть одно «НО».
Дело в том, что Доу написал портрет князя Волконского, как и других генералов для размещения в Военной галерее. Вот только на момент восстания декабристов самой Военной галереи не было. Ее проектирование, то есть планирование размещения картин началось в 1826 году, уже после восстания. Соответственно, портрет Волконского просто не стали размещать в галерее.
Но при этом работу Доу не выкинули, а убрали в запасники.
И там портрет спокойно себе пылился до 1903 года, когда был обнаружен при очередной инвентаризации.
В 1903 году было уже совсем другое время и совсем другие люди. В том числе и в царской семье. Поэтому Николай II распорядился найденный портрет повесить в ту галерею, для которой он был создан.
Порой можно встретить утверждения, что портрет Волконского поместили в 1903 году в Галерее под именем другого генерала - Грекова. Но это не так. Николай II, конечно, принимал порой половинчатые решения. Но тут это бы выглядело просто смешно. Просто в Галерее пустовала с самого момента создания рама с именем генерала Грекова 8-го, которого из-за путаницы в фамилиях и именах просто не нашли и портрет так и не написали. Поэтому пустую раму сняли, а на это место повесили портрет Волконского.
И этот портрет стал самым модным в Военной Галерее на долгое время.
Почему?
Еще бы ему не стать модным и популярным! Ведь:
✅В Военной Галерее появился портрет декабриста. А Волконский в принципе единственный генерал, чья причастность к делу декабристов несомненна и чей портрет для Военной галереи был написан.
✅В Военной галерее появился новый портрет.
✅Сам Волконский пережил каторгу и ссылку и не сломался. И поэтому была интересна его судьба и хотелось увидеть прижизненный портрет.
✅Плюс судьба его жены Марии Николаевны, поехавшей за мужем в Сибирь.
Так что Николай II, отдавая распоряжение о помещении картины Волконского в Военную галерею, восстановил справедливость, и вообще попал, как сейчас говорят «в тренд» - угадал настроения публики.
А заодно Николай II, сам того не зная, исправил несправедливость. Только не своего прадеда, а создателей «Звезды пленительного счастья» :) Ведь Николай I и его подчиненные никакого портрета не снимали :) Правда, и в знаменитом советском фильме показали как снимают портрет Олега Стриженова, а вовсе даже не Волконского :)
Вот такие выкрутасы истории и отечественного кинематографа :)
А портрет Сергея Григорьевича с тех пор на отведенном ему месте, рядом с Барклаем, на самом верху.
Хотя, как по мне, там есть много портретов и других, не менее занятных личностей.
И, кстати, нельзя не отметить, что в вопросе возвращения/размещения портрета Волконского в Военной галерее, Николай II оказался молодцом.
----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.