Крылатые выражения красивы. Невежество же, сколь не обряжай, так и останется бескультурьем и безграмотностью!
Восстановить историческую и человеческую справедливость, защита которых началась в первой части «Место, строительство, доступ», поможет литературная команда со второй «Хрущово-брежневской половины» — ЭОМ. В прошлом, третьем, разборе «Ванна-“термос”» удалось обойтись без.
- экскурсовод (Э) – тётенька, изрыгающая безумства.
К сожалению, здесь и на других т.н. «дачах Сталина» происходит тотальное надругательство не только над историей, но и над разумом.
- обыватель (О) – адвокат экскурсовода (Э).
Обыватель (О) интерпретирует байки через призму «я чувствую, что так могло бы быть».
- материалист (М) – весёлый критик, рассказывающий, как было на самом деле.
Материалист (М) обладает некоторыми познаниями и, главное, умеет вовремя задать точный вопрос, который обнажит смехотворность высказываний экскурсовода (Э) или обывателя (О).
Как трапезничал Сталин
Э: Банкетный зал заменял в доме обеденную зону.
О: Ээ-э… Даже я не понял!
М: Набор слов очень загадочный, признаться…
Э: Из-за того, что Сталин не любил резких запахов и лишнего движения, кухни в доме не было. Кухня находилась на Молочном водопаде. Оттуда еду привозили сюда на катере и только после дегустации Сталин принимался за пищу. Сталин находился в доме абсолютно один. Заходя в банкетный зал, Сталин всегда выбирал место посередине (указывает на стул по центру длинной стороны стола, спиной к двери) для того, чтобы наблюдать за происходящим на улице. На улице располагалась его охрана, численностью в триста человек. Охрана стояла до Молочного водопада. Около двери можно видеть кнопочку охраны, которая предусмотрена во всех комнатах, даже в ванных.
Э (дополнение из 2016 года): Хотя Сталин обедал один, стол всегда накрывали на шесть персон. Потому что никто не знал, какое место выберет Сталин.
О: Это для того, чтобы не отравили, я понял. Ну, и чтобы всех запутать. Шутник этот Сталин!
М: С 16-го года заметен явный прогресс: экскурсоводы определили место Сталина. Но всё равно: определили со странностями.
Ведь как обычно? Тут психология. Человеку, если у него есть выбор (а у Иосифа Виссарионовича он имелся!))), комфортнее садится где угодно, но не спиной к двери. Этому есть рациональное объяснение. В дверь может кто-то войти и придётся оборачиваться. Даже (и тем более!) если ты в доме «абсолютно один».
Один? А персонал? А та же охрана? Да и опять же: при всех наговорах, что Сталин де такой весь панический и подозрительный — однако, в один из своих пяти приездов на эту дачу, СпецОбъект №5, глава государства принимал здесь известного американского певца и общественного деятеля Поля Робсона!! Это было в мае-июне 1949 года. Генералиссимус побеседовал с борцом за права негров и евреев о судьбе Еврейского Антифашистского Комитета, созданного НКВД в 1942 году, а также, про Исаака Фефера. Робсон с удовольствием и радостью предавался чревоугодию, много катался на лодке по озеру Рица.
Зачем же гиды усадили Сталина в таком неудобном месте? Ведь даже в перестроечных фильмах и в современных сериалах, которые создавались на волне ненависти к генсеку, Главнокомандующего показывают во главе стола. А для того гиды так сказали, чтобы вновь, как и в начале «экскурсии», выдать пассаж про охрану.
Тогда интересно, что же видел Сталин? А видел он прекрасную Рицу! Ведь окна выходят на озеро.
Чтобы охрана попала под всевидящее око Правителя, она должна была бы дефилировать на крохотном пятачке, размерами примерно 10 на 30 метров, ибо дом стоит почти у самой воды. Да и там рядовым охранителям, «чином не ниже полковника»))), мешали бы: фонтан, причал и неширокие дорожки среди деревьев.
Гидша говорит, что 300 (триста!)) человек стояли аж до Молочного водопада. Вдоль берега? А зачем?? Охраняли дорогу к даче? А катающиеся по Рице граждане на катерах как же? В общем, возникает много вопросов. Но все они останутся без ответа…
Зато есть объяснение расположению кухни. Само собой, что это никакой не сталинский волюнтаризм по её отделению. Место приготовления пищи всегда(!!) расположено вне жилого пространства. А если имеется возможность разнести зоны быта и комфорта не только внутри дома, но и вообще по отдельным зданиям, то это будет сделано – хоть в Древнем Риме, хоть при Сталине, хоть в непрогнозируемом завтра.
Оно и удобнее. Не надо везти продукты дополнительных два с половиной километра.
Главное! Для чего дача самому Сталину? Чтобы отдохнуть. Поэтому, чтобы минимизировать движения персонала, его [персонал] и отделили. Так что кухня и токсикологический анализ обосновались у водопада, а повара, подавальщицы, часть сотрудников выездной охраны – жили на территории гос.дачи №11, к сожалению, сгоревшей.
Ну, и да: с кухни готовые блюда доставляли на катере. Так быстрее. И удобнее, опять же. В СССР жили очень рациональные люди! ))
А раз рациональность ставилась во главу, то на шесть персон стол не накрывали. Мало того, что вообще-то стол имеет 22 посадочных места!!!))); такое не бьётся ещё и с характером Сталина. Он – особенно в послевоенное время! – стремился к крайней экономии затрат.
…Здесь, кстати, на рицинской даче, он однажды решил проверить смету на её строительство. И, найдя перерасход, устроил страшный разгон начальникам. Досталось и Власику, личному телохранителю Вождя.
Иосиф Виссарионович ему тогда сказал даже: «Спросите англичан, американцев. Им никогда не удавалось меня обмануть, а ведь среди них были серьезные противники. А вы после этого беретесь меня одурачить!»
Рояль
Э: Здесь находится рояль XIX века царской семьи Романовых. В 46-ом году по инициативе Сталина рояль привезли сюда из Зимнего Дворца Санкт-Петербурга. Сам Сталин на рояле не играл.
О: На рояле есть клеймо: “Поставщик императорского двора”. Дело ясное: значит, инструмент из Зимнего!
М: А не кажется ли несколько странным такое утверждение? Почему именно из Зимнего? Потому что это самый известный дворец? А мотив? Экономный (и принципиальный!) Сталин, боровшийся с царизмом, вдруг проявляет инициативу о каком-то рояле той эпохи? Хотя сам даже не играл. Да ещё в 46-ом году – на этапе начала строительства…
И, кстати, про сам рояль. Это не самая роскошная модель, которую захотелось бы поставить во дворец. Особенно, по сравнению с другими фирмами. Да-да, было несколько «Поставщиков двора его императорского величества». Более древних и более известных: Дидерихса, Шрёдера, самого Беккера (у которого, кстати, многие учились; в том числе, и изготовитель «дачного» рояля), Вирта, Лихтентайлема и многих других – свыше двадцати имён. Не все они имели заветное клеймо, но почти все почитались лучше рассматриваемого — изготовленного Мюльбахом.
Фортепианный мастер немецкого происхождения Франц-Адольф (Федор Михайлович) Мюльбах (F.Muhlbach); ученик Беккера и Вирта. Это его рояль, выпуска 1856 года, стоит в столовой СпецОбъекта №5.
На самом деле, клеймо «Поставщика» это что-то вроде Знака Качества. И совершенно не означало, что продукция будет использована царской семьёй лично.
И вообще. После того, как каждое слово этой безумной лекции оказывается неправдой, доверять фактам из неё – безумие тоже. Однако, предположить можно.
Недалеко, в Новом Афоне была резиденция Александра III. Вот там-то такой рояль стоять и мог. Но думается, рояль, скорее всего, поставили сюда позже. После смерти Сталина. Это мог сделать Хрущов, например. Такое – в его стиле!
Радиола
Э: В углу стоит радиола. Она со сталинских времён. По сей день она в рабочем состоянии.
О: Ничего себе!
М: Восклицание очень верное, товарищ Обыватель. Потому что радиола «Россия» выпускалась на Рижском государственном электротехническом заводе «ВЭФ» с осени 1956 года!! Через три года после смерти Вождя. И никак не могла быть «со сталинских времён»!
Краткая справка о модели:
Всеволновая радиостанция высшего класса «Россия» (РК-156) – создана на базе радиостанции «Люкс» и по своей электрической схеме и конструкции, за исключением корпуса, похожа на нее. В акустической системе радиостанции используются 2 фронтальных громкоговорителя типа 5GD-10, один фронтальный и два боковых громкоговорителя типа 1GD-9. Диапазон воспроизводимых звуковых частот при воспроизведении записей и приеме в FM-диапазоне составляет 40…15000 Гц. Максимальная выходная мощность ULF составляет 16 Вт. Потребляемая мощность от сети составляет 220 вольт при приеме 100 Вт, при работе EPU — 120 Вт. Габариты модели составляют 1150x850x405 мм. Вес 66 кг.
Интересно, что радиола с дачи выпущена до 1961 года. Потому что там сохранилось название Сталино. Так назывался Донецк с 1922 по 1961 год.
Люстра
Э: В банкетном зале находится единственная во всём доме люстра. Из-за того, что у Сталина на лице была оспа, он по этому поводу комплексовал и не любил яркого света. Поэтому в доме очень тусклый, приглушённый свет.
О: Сколько у него комплексов!
М: Странно, что все комплексы у Сталина проявились лишь на абхазских дачах! Правда, только в лекциях гидов, ибо документальных свидетельств нет, как нет и психологических причин.
Иначе, например, преступления тоже легко бы раскрывались. Причём, все! Кто убил Лору Палмер? Конечно, дворецкий! А мотив? Так дворецкий же просто сумасшедший был. ))
А оспа…
«На лице оспа» — ох, уж эти безграмотные выражения… (((
Если человек ходит всю жизнь с отметинами на лице, то воспринимает их не больше, чем остальные оригинальные черты своей многогранной личности. Скажем, две руки и две ноги. ;)))
Люстра одна, потому что – обеденный зал. Требует хоть какой-то торжественности!
Неяркий свет. Тут да, Сталин предпочитал приглушённое освещение. Такая привычка могла сформироваться за всю предыдущую его (и не только его, а всего мира) жизнь, прошедшую при свечах. Ведь повсеместное электричество появилось лет за 10-15 до постройки дачи. С лозунгом и делом об «электрификации всей страны». Сталину к тому моменту было уже за пятьдесят. Привычки, мягко говоря, уже сформировались.
СТЁКЛА ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ
Э: Все стёкла в доме выполнены из горного хрусталя. Он не пропускает внешних (а внутренних???))))) ультрафиолетовых лучей. Летом такие стёкла создают в доме прохладу, а зимой удерживают тепло.
О: Фантастика! Я знаю, что вазы делают из хрусталя. Ну а Сталин мог себе позволить и горный.
М: И вновь Вы правы, гражданин Обыватель! Это фантастика и выдумки, больше ничего.
Вот как выглядят кристаллы горного хрусталя в природе:
На процесс создания оконных стёкол надо засадить этих самых экскурсоводов!! Пусть бы повыпиливали, пошлифовали бы, повыравнивали!
Большие кристаллы, особенно чистые (без примесей и пузырьков, бесцветные, не слоистые) столь редки, что ценятся дороже золота. Самая крупная поделка, художественная и оригинальная, хранится в Оружейной палате. Это — самовар!!!
Самовар сделали Петру Первому, чтобы тот мило шутил над глупыми иностранцами. В самовар наливался коньяк. И заморский гость должен был пить «чай» стаканами! Хотя и настоящий чай (кипяток) тоже вполне можно было туда заливать. Потому что горный хрусталь не хрупкий материал, в отличие от стекла. Да и от хрусталя тоже.
Кстати, если в порядке бреда всё-таки представить себе стекло именно из горного хрусталя, вправду ли оно не будет пропускать ультрафиолет и служить в качестве термоса?
Ну, про «термос» лучше прочитать в третьей части! )))))
Но если именно физически? По своим оптическим свойствам горный хрусталь преспокойно пропускает сквозь себя любые лучи. Задерживая, понятно, какую-то часть, как всякая среда. Кстати, о средах. От ультрафиолета так-то спасает озоновый слой {передайте тамошним экскурсоводам!} )))
Эффекта же термоса, или относительной независимости от внешних условий — можно добиться никак не материалом, но парным его применением. То есть, – сюрприз! сюрприз! – двойными стёклами/рамами.
Так, а стёкла что же? А стёкла – обычные.
Гиды опять соврамши. Точнее, напутамши. Потому как окна с особыми стёклами устанавливали совсем на другой даче – на СпецОбъекте №8 (позже №11) в Новом Афоне.
Эта новоафонская дача больше напоминает укрепрайон. И стёкла там, по слухам, ставили пуленепробиваемые. Но это не значит, что — из (горного, лол!!))) хрусталя. Из обычного – могли бы. Тем более, что из него пытались делать стёкла витринные. Иными словами, толстые.
Толстые – чтобы увеличить прочность листа. Ведь надо перекрывать большую площадь. Тонким стеклом не справиться.
В конце концов! А хрусталь-то что такое? А хрусталь – это обычное же стекло, но с повышенным содержанием/добавлением свинца. В плане пуленепробиваемости оставляет сомнения!
К слову, толстые тяжёлые стёкла там хотели ставить и по причине звукоизоляции. Ведь новоафонская дача находится в посёлке. Думается, ноги мифа (и сопутствующие выводы о [горном] хрустале) растут, скорее всего, отсюда: чтобы внутрь дома не проникали посторонние звуки.
Пуленепробиваемость же – это триплекс. Так что есть более веская версия и причины простого (как жизнь)) физического характера – подозревать установку на даче №8 именно триплекса – настоящая безопасность.
На СпецОбъекте №5, т.е. на рассматриваемой «даче Сталина», повторюсь, стёкла в окнах — обычные!
Деревянная отделка
Э: В качестве отделки в доме использовалось более двадцати ценных пород деревьев. Использовались: красное дерево, самшит, пихта́, каштан, карельская берёза, орех, бук и многие другие. Всё, что находится в доме, это ручная работа.
О: Богато жил товарищ Сталин!
М: Вот от слова «богато» и хотелось бы оттолкнуться. Слишком много свидетельств того, что декларируемая скромность Вождя — вовсе не призрачная, а очень даже реальная.
То есть, он не мог желать и, скорее всего, и не требовал (да и не знал) – стольких спецификаций для отделки.
При реальном строительстве на количестве пород дерева это вряд ли бы сказалось. Ведь «для товарища Сталина – самое лучшее!» Такой девиз вполне могли иметь как архитектор, так и исполняющие организации.
Так что это вполне может быть правдой.
Тем более, и смета была превышена; могли на дерево потратить (в том числе).
Единственное, дача строилась в очень сложных условиях и в крайне сжатые сроки. Как практикующий архитектор могу сказать, что если нет специального техзадания на использование определённых материалов, то в жёстких обстоятельствах – ради исполнения более главных задач, т.е. самого строительства и сдачи Объекта в срок – не до изысков. И используется то, что под рукой [местные породы].
Тем более, дерево – это самый благодарный материал. Ему можно придать любой цвет, любой оттенок. Текстуру только не переделать (если не шпонировать).
Будучи на даче, я в поверхности специально не вглядывался. Поэтому уж эту информацию, про отделку деревом, оставлю без критики. ))
Но не могу отдельно не сыронизировать над «ручной работой»! ;))
Само собой, отдельные розетки
и прочие элементы изготавливались вручную. А как иначе?? Ведь даже сейчас, при наличии 3D-фрезерных станков с ЧПУ, такие вещи всё равно делают резцом!
Но панели, рейки, плинтусы и прочее — плоское или протяжённо-одинаковое — уже тогда выполнялось на деревообрабатывающих производствах. С помощью станков.
***
Огульные, безбашенные, «лишьбысказательные» выражения — не лучший выбор для составления лекции! Любой. И уж тем более — исторической!!
.
.
.
*****
статьи цикла:
>>> 0 - НАЧАЛО
>>> 1 - ПРО ПИТАНИЕ и МОСТЫ
>>> 2 - ВОДОПАДЫ
>>> 3 - ЛЬВИНЫЙ ПРАЙД
>>> 4 - ДАЧА СТАЛИНА на Рице (1). Место, строительство, доступ
>>> 5 - ДАЧА СТАЛИНА на Рице (2). Хрущово-брежневская половина
>>> 6 - ДАЧА СТАЛИНА на Рице (3). Ванна-«термос»
>>> 7 - ДАЧА СТАЛИНА на Рице (4). Столовая с окнами «из горного хрусталя»
>>> 8 - ДАЧА СТАЛИНА на Рице (5). Интерьер и «привычки» Вождя
>>> 9 - ДАЧА СТАЛИНА на Рице (6). Эпилог. Видео 1950 года
>>> 10 - ПИРАТЫ ОЗЕРА РИЦА
>>> 11 - ФОРЕЛЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО
>>> 12 - ЛЫХНЫ: ХРАМ и ВИНО
>>> 13 - Развалины княжеского дворца, история Абхазии и настоящие (а не рицинские))) пираты
>>> 14 - Абхазское Шоу-Хозяйство (1) — Как всё устроено. Разъездная часть
>>> 15 - Абхазское Шоу-Хозяйство (2) — Как всё устроено. Застольная часть
>>> 16 - Новоафонская пещера. Неприличные сталагмиты и обнажённые соцветия фантастических красок
*****