Те, кто смотрел "Великолепный век" знает, что титул валиде-султан носила мать султана. В сериале именно она была "первой леди" Османской империи и главой гарема. К ней нельзя было приближаться без разрешения, разговаривать с ней и сидеть в её присутствии. В кино мы видели, что такие женщины были сказочно богаты и жили очень интересной жизнью, Но оказалось, что правда куда страшнее.
В Османской империи титул валиде-султан носило всего 23 женщины. Причем, последней валиде была Пересту-ханым — неродная мать султана Абдул-Хамида II, одна из жен его отца, воспитывавшая султана с раннего детва. В впервые этот титул был использован (вот сюрприз!) лишь невесткой легендарной Хюррем Нурбану-султан, матерью Мурада III.
Матери шехзаде и султанов
Согласно историческим документам, женщины, родившие детей султану, до начала XVIII века назывались хатун, хасеки, реже султан и ханым, а начиная с правления Ахмеда III их стали называть кадын-эфенди.
При этом как только женщина рожала сына, султан её оставлял, чтобы дать другим девам шанс стать матерью шехзаде. Пока наследники были маленькими, мамы жили вместе с детьми в гареме, но после того как шехзаде становился взрослым, хасеки отправлялась с ним в санджак — одну из провинций империи, где юноши "тренировались" править. А их матери наблюдали, защищали от опасностей и помогали набраться опыта.
Всё изменилось после того как в 1583 году шехзаде Мехмед был отправлен в санджак и это закончилось плохо, система была отменена, и сыновей султана стали держать под наблюдением во дворце.
Значимость валиде-султан стала заметна, когда гарем султана был переведен во дворец Топкапы, а процедура управления санджаком была отменена из-за борьбы за трон. По традиции у султана должно было рождаться много сыновей, чтобы династия не прервалась в любом случае. Но на престол из них мог взойти только один. И все остальные претенденты на трон предавались мечу сразу после смены султана. Так что дворцовые интриги матерей, желавших сохранить жизнь своим детям любой ценой, порой переходили всякие границы.
Парад валиде
После смерти султана, вся его семья выезжала из Топкапы. Дочери с матерями отправлялись в Старый дворец и выехать из него могли только, выйдя замуж. Шехзаде, кроме одного, что становился султаном, переезжали в Шимширлик (кафес), где содержались практически взаперти или умирали. А мать нового султана из Старого дворца возвращалась в Топкапы самым торжественным образом. В честь этого устраивался большой праздник, называемый процессией валиде (vâlide alayının).
Считается, что первая процессия валиде была проведена во время правления Мурада III. Тогда валиде стала его мать — Нурбану. Валиде обычно ехала в карете во время процессии, однако Шехсувар-султан, мать Османа III, который взошел на трон в 1754 году, была доставлена во дворец Топкапы в паланкине.
Новый султан определял время шествия валиде. За день до этого рассылались приглашения тем, кто будет участвовать в шествии: их просили прибыть к Старому дворцу в назначенный день.
В день церемонии на пути от Старого дворца ко дворцу Топкапы солдаты с застав, расположенных вблизи дороги, выстраивались в церемониальном порядке в заранее определенных точках. За каретой валиде выстраивались кареты наложниц, которых она считала нужным перевезти во дворец Топкапы. По пути рассыпались золотые монеты.
Процессия Накшидиль-султан, матери Махмуда II, состоявшаяся 8 августа 1808 года, стала последней процессией валиде в империи.
Где жила валиде
Самые роскошные покои в гареме (конечно, после султанских) принадлежали валиде-султан. Ее апартаменты состояли из спальни, тронного зала, личного мазхида и хаммама, комнаты свиты, пекарни, погреба и кухни, которые располагались вокруг большого двора, называемого Валиде Султан Ташлыгы.
Валиде-султан обычно встречалась с султаном, евнухами, личными служанками и другими членами свиты в тронном зале, там же она читала и развлекалась.
Сколько зарабатывали валиде
Элитарное положение валиде-султан в гареме династии видно по их содержанию. Все матери султанов получали жалование из казны. Так,например, Нурбану-султан ежедневно выделялось 2000 акче. Это были просто астрономические деньги по тем временам. Хотя, и не запредельные.
Мехмед III увеличил жалование валиде Сафие-султан до 3000 акче и она продолжала получать его даже после смерти сына в 1603 году, хотя и была отправлена в Старый дворец.
Кёсем-султан, мать Мурада IV и султана Ибрагима, получала 3000 акче в день, а Турхан-султан, мать Мехмеда IV — 2000 акче в день, пока была жива Кёсем-султан, и 3000 акче после ее смерти.
Также валиде имели право на доходы от земель, которые им выделял султан. Эти средства, называемые башмаклык/пашмаклык, оставались в их распоряжении до их смерти, а после возвращались в казну. Также состояние валиде складывалось из подарков, преподнесенных султаном, высокопоставленными чиновниками и иностранными послами.
Главная помощница валиде
Взошедший на престол султан назначал для своей матери главную помощницу — кетхуда (по-русски экономку), которая следила за делами во дворце, а также управляла финансами своей госпожи вне дворца.
Бывали случаи, что некоторые амбициозные кетхуда вмешивались в государственные дела, используя валиде, и таким образом наживали большие состояния и даже обогащали членов своих семей. Также кетхуда, вместе со множеством помощников, занималась обучением и воспитанием наложниц во дворце.
Выход в свет и праздники
В отличие от наложниц, жизнь валиде была богатой на события и она имела право покидать дворец, когда ей вздумается. Обычно такие "выходы в свет" становились грандиозным событием, за которым наблюдали люди. Валиде сопровождала грандиозная процессия, пока она посещала свои дворцы, мечети и частные сады. Простой народ глазел на такое шествие, ибо зрелище было действительно шикарным. Например, в процессии 28 декабря 1672 года Турхан-султан охраняли 3000 янычар! Представьте, какая это толпа.
Рождение детей
Но в жизни валиде были и ограничения. Личная жизнь для неё была под запретом: она не могла повторно выйти замуж и родить других детей, даже если была молода. Зато, когда у валиде рождался внук или внучка, весь гарем получал подарки и золото. А перед родами валиде лично готовила украшения и одежду для новорожденного и его матери.
Роды проходили в Старом дворце. И в день рождения ребенка по приказу валиде проводили церемонию, называемую колыбельной процессией.
Валиде передавала кетхуде колыбель и детское одеяло, расшитое драгоценными камнями. И кетхуда, в сопровождении большой свиты, везла их в Старый дворец. Валиде, также прибывшая в Старый дворец, осыпала колыбель ребенка золотом и клала в неё дорогие подарки для акушерки.