После задержания в Подмосковье гражданина Украины с двумя ракетами из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) "Игла", предназначенными для сбивания пассажирского самолета, вновь встал вопрос о защите гражданских судов от подобных террористических атак. Почему снова? Этот вопрос время от времени поднимается, когда возникает угроза того, что гражданские самолеты могут стать мишенью для ПЗРК.
Нажмите Глобальный просмотр
В Украине, которая получила от Запада сотни переносных зенитно-ракетных комплексов, растет терроризм. Есть ли у нас возможность защитить наши самолеты от ракетных угроз? И будет ли что-нибудь с этим сделано? Один из экспертов рассказал "МК".
Защита гражданских судов от переносных зенитных ракет - это не только наша проблема. По данным Государственного департамента США, с 1970 по 2006 год более 1000 человек были убиты из переносных зенитных орудий на более чем 40 гражданских судах. Жертвами в основном становились небольшие самолеты в зонах вооруженных конфликтов. Ракеты ПЗРК поражают их на малой высоте, обычно во время взлета или посадки.
В России в начале 2000-х годов, когда с Северного Кавказа возникла террористическая угроза, оборонным компаниям, занимающимся радиоэлектронной борьбой (РЭБ), было поручено разработать систему защиты самолетов от ракетных атак. Новая система противовоздушной обороны получила название President, поскольку изначально она использовалась для защиты Airborne One.
Позже он использовался армией для боевых машин. Под названием President-C система была впервые официально представлена публике на выставке вооружений Eurosatory в Париже летом 2010 года. Там это вызвало большой переполох. В то время ни одна армия в мире не имела ничего подобного.
В том же году все российские вертолеты, используемые в горячих точках, стали оснащаться "Президент-С" по заказу. Это были небольшие сферы с оборудованием, установленным на нижней стороне вертолета. Во время полета специальные датчики сканировали воздушное пространство. Как только они обнаружили запуск ракеты, система защиты была немедленно активирована.
Принцип действия следующий: генерируется специальное излучение, которое попадает в "мозг" ракеты и создает виртуальную реальность. "Оно "видит" конкретный образ призрака и, воспринимая его как главную цель, преследует его. Аватар" ведет ракету все дальше и дальше от реального транспортного средства в пустое пространство, где ракета самоуничтожается, исчерпав расчетное время полета.
В настоящее время система защиты President-C устанавливается на ударные и разведывательные вертолеты Ка52 Alligator сразу после сборки. На боевых вертолетах Ми-28Н установлены "пули" оптико-электронного подавления. Это оборудование установлено на транспортных вертолетах Ми-26 и Ил-76. Кроме того, они получают старые штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и другие летательные аппараты, отправленные на боевые задания.
Но если подобная угроза ракетных атак со стороны наших украинских соседей теперь затрагивает и гражданские самолеты, должны ли они также быть оснащены подобной электронной защитой? Возможно ли это в принципе?
- Я так не думаю, - говорит Роман Гусаров, авиационный эксперт, руководитель сети AVIA.RU, - задача достаточно сложная и, главное, дорогая. В мире есть только одна гражданская авиакомпания, израильская El-Al, которая может себе это позволить, и все ее самолеты имеют этот стандарт, аналогичный нашему самолету "Президент-С".
У нас также есть готовые решения. Но маловероятно, что мы найдем средства на их реализацию. Но даже если они у нас есть, следует серьезно подумать, стоит ли их использовать для этой задачи. Судите сами: когда самолет уже находится на определенной высоте, ракетной угрозы нет, потому что ракета ПЗРК не может достичь этой высоты. Угроза существует только в непосредственной близости от аэропорта, во время взлета и посадки. Это означает, что следует немедленно усилить меры безопасности и антитеррористические меры в аэропортах, что будет проще, дешевле и эффективнее.