Этот отмечающий уже 40-летие телефильм вроде бы не относится к музыкальным, хотя в том "смешении жанров", на которое обращал внимание главный герой Костик ("чёрт побери!"), даже элементы бродвейского мюзикла, не упомянутого среди прочих, по-видимому играют не последнюю роль. Про сами песни и не говорю.
Будь фирма "Мелодия" уже тогда, в начале 1980х, посамостоятельней и порасторопнее, у всех заинтересованных обязательно был бы в коллекции как минимум миньон: с тремя прозвучавшими в "Покровских воротах" песнями Окуджавы ("Живописцы", "Про Арбат" и "Часовые любви").
И обязательно в том самом исполнении, где две звучат в сопровождении оркестра, вплотную сближаясь с эстрадой и шансоном (французского толка), и где лишь "Арбат" - под авторскую скупую гитару. К слову, у меня ещё в детстве был тот самый диск-гигант Владимира Высоцкого с песнями, записанными с ансамблем "Мелодия" Георгия Гараняна, что активно посодействовал и созданию фильма Михаила Козакова в том виде, как мы его знаем и любим.
А будь у советской звукозаписывающей индустрии американский размах и деловой подход, на свет вышел бы и полный саундтрек, который не обошёл бы своим вниманием ни единого, даже инструментального, фрагмента. Наподобие мельком прозвучавшего кусочка из "Лебединого озера" в сцене с Анной Адамовной (по признанию режиссёра, это его личная ассоциация с любовными похождениями молодости).
Впрочем, даже одних песен наберётся предостаточно! И даже при поверхностном анализе, их можно подразделить на три группы: это 1) закадровые, специально записанные Булатом Окуджавой 2) спетые актёрами от лица персонажей: от сатирических куплетов Велюрова до исполненных им и другими героями фильма "шлягеров" 30-40-х: "Всё стало вокруг голубым и зелёным", "Розамунда" и "Неудачное свидание"...
А вот на последней, третьей группе мне бы хотелось остановиться поподробнее. Речь об аутентичных свидетельствах той эпохи, созданных непосредственно в 1940-1950-е. И начну с конца - с финальных титров, во время которых звучит фокстрот "Дорогие мои москвичи" (муз. И Дунаевского, сл. В. Масса и М. Червинского). Эту песню, ставшую в итоге очень популярной, Леонид Утёсов и его дочь Эдит записали в 1947 году - когда Михаилу Козакову стукнуло 13 лет и для него это безусловно была памятная вещица (хотя получить московскую прописку ему предстояло еще нескоро).
Он родился и вырос в Ленинграде, с которым связан следующий номер нашей программы. И в нём можно углядеть небольшой режиссёрский ляп.
В фильме "Покровские порота" песенку "На катке" (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина) поёт ленинградская эстрадная певица Зоя Рождественская (1906-1953), с творчеством которой Козаков наверняка был знаком.
А вот знали ли её за пределами северной столицы большой вопрос, притом, что пластинки Зои Рождественской почти тогда не выходили. И в том самом виде "Догони-догони" была впервые издана уже в начале 1960-х - среди других материалов ленинградского радио. Тем не менее, эта песня была известна и раньше - с 1947 года, когда её записал московский певец, эстрадный тенор Георгий Виноградов, еще до войны прославившийся танго-шлягерами "Счастье моё" и "Люблю".
Однако, на мой взгляд, его версия слишком архаична и в эпизод, где действие происходит в канун нового 1957 года, никак не вписалась бы:
В отличие от сравнительно более актуально звучащего варианта, что предпочёл Козаков. И не прогадал (в который раз).
Но где он был особенно щепетилен в подборе документов эпохи, так это в телевизионном репертуаре, который через линзу с водой смотрела тётушка Костика.
Конечно с фильмом "Убийство на улице Данте", где "наши играют французскую жизнь" и который для самого Козакова стал киноактёрским дебютом, ошибиться было невозможно. Он вышел в июле 1956 года и при желании в старых номерах газет можно отыскать, когда его впервые показали по ЦТ. С этим обычно не задерживали и скорее всего телепремьера состоялась тем же летом или осенью.
Кстати, песня в ритме танго "Найду", которую поёт в нём актриса Евгения Козырева, - типичный образчик, как карикатурно изображали буржуазный масскульт в советском кино 1940-50-х.
И как бы в противовес, в следующей серии "Покровских ворот" Алиса Витальевна наконец-то получает удовольствие от "подлинно народного искусства", когда Иван Козловский под гитару исполняет старинный русский романс "Я встретил Вас" (муз. Л. Малашкина, стихи Ф. Тютчева).
Самое же поразительное, что полная его запись, мало того, что сохранилась в архивах Гостелерадио и выложена в ютубе, так ещё и удивительным образом соответствует времени: это съемки 1957-1958 года. Аккомпанирует гитарист Александр Иванов-Крамской:
А Вам какая песня ближе всего в фильме "Покровские ворота"?
(с) Albert Magnus специально для kin0guru