Найти в Дзене
kin0guru

Кино и песни: "Покровские ворота" (1982)

Этот отмечающий уже 40-летие телефильм вроде бы не относится к музыкальным, хотя в том "смешении жанров", на которое обращал внимание главный герой Костик ("чёрт побери!"), даже элементы бродвейского мюзикла, не упомянутого среди прочих, по-видимому играют не последнюю роль. Про сами песни и не говорю.

Собственный скриншот автора статьи из фильма в свободном интернет-доступе
Собственный скриншот автора статьи из фильма в свободном интернет-доступе

Будь фирма "Мелодия" уже тогда, в начале 1980х, посамостоятельней и порасторопнее, у всех заинтересованных обязательно был бы в коллекции как минимум миньон: с тремя прозвучавшими в "Покровских воротах" песнями Окуджавы ("Живописцы", "Про Арбат" и "Часовые любви").

И обязательно в том самом исполнении, где две звучат в сопровождении оркестра, вплотную сближаясь с эстрадой и шансоном (французского толка), и где лишь "Арбат" - под авторскую скупую гитару. К слову, у меня ещё в детстве был тот самый диск-гигант Владимира Высоцкого с песнями, записанными с ансамблем "Мелодия" Георгия Гараняна, что активно посодействовал и созданию фильма Михаила Козакова в том виде, как мы его знаем и любим.

А будь у советской звукозаписывающей индустрии американский размах и деловой подход, на свет вышел бы и полный саундтрек, который не обошёл бы своим вниманием ни единого, даже инструментального, фрагмента. Наподобие мельком прозвучавшего кусочка из "Лебединого озера" в сцене с Анной Адамовной (по признанию режиссёра, это его личная ассоциация с любовными похождениями молодости).

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Впрочем, даже одних песен наберётся предостаточно! И даже при поверхностном анализе, их можно подразделить на три группы: это 1) закадровые, специально записанные Булатом Окуджавой 2) спетые актёрами от лица персонажей: от сатирических куплетов Велюрова до исполненных им и другими героями фильма "шлягеров" 30-40-х: "Всё стало вокруг голубым и зелёным", "Розамунда" и "Неудачное свидание"...

А вот на последней, третьей группе мне бы хотелось остановиться поподробнее. Речь об аутентичных свидетельствах той эпохи, созданных непосредственно в 1940-1950-е. И начну с конца - с финальных титров, во время которых звучит фокстрот "Дорогие мои москвичи" (муз. И Дунаевского, сл. В. Масса и М. Червинского). Эту песню, ставшую в итоге очень популярной, Леонид Утёсов и его дочь Эдит записали в 1947 году - когда Михаилу Козакову стукнуло 13 лет и для него это безусловно была памятная вещица (хотя получить московскую прописку ему предстояло еще нескоро).

-3

Он родился и вырос в Ленинграде, с которым связан следующий номер нашей программы. И в нём можно углядеть небольшой режиссёрский ляп.

В фильме "Покровские порота" песенку "На катке" (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина) поёт ленинградская эстрадная певица Зоя Рождественская (1906-1953), с творчеством которой Козаков наверняка был знаком.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

А вот знали ли её за пределами северной столицы большой вопрос, притом, что пластинки Зои Рождественской почти тогда не выходили. И в том самом виде "Догони-догони" была впервые издана уже в начале 1960-х - среди других материалов ленинградского радио. Тем не менее, эта песня была известна и раньше - с 1947 года, когда её записал московский певец, эстрадный тенор Георгий Виноградов, еще до войны прославившийся танго-шлягерами "Счастье моё" и "Люблю".

-5

Однако, на мой взгляд, его версия слишком архаична и в эпизод, где действие происходит в канун нового 1957 года, никак не вписалась бы:

В отличие от сравнительно более актуально звучащего варианта, что предпочёл Козаков. И не прогадал (в который раз).

Но где он был особенно щепетилен в подборе документов эпохи, так это в телевизионном репертуаре, который через линзу с водой смотрела тётушка Костика.

Конечно с фильмом "Убийство на улице Данте", где "наши играют французскую жизнь" и который для самого Козакова стал киноактёрским дебютом, ошибиться было невозможно. Он вышел в июле 1956 года и при желании в старых номерах газет можно отыскать, когда его впервые показали по ЦТ. С этим обычно не задерживали и скорее всего телепремьера состоялась тем же летом или осенью.

Кстати, песня в ритме танго "Найду", которую поёт в нём актриса Евгения Козырева, - типичный образчик, как карикатурно изображали буржуазный масскульт в советском кино 1940-50-х.

И как бы в противовес, в следующей серии "Покровских ворот" Алиса Витальевна наконец-то получает удовольствие от "подлинно народного искусства", когда Иван Козловский под гитару исполняет старинный русский романс "Я встретил Вас" (муз. Л. Малашкина, стихи Ф. Тютчева).

Собственный скриншот автора статьи из фильма в свободном интернет-доступе
Собственный скриншот автора статьи из фильма в свободном интернет-доступе

Самое же поразительное, что полная его запись, мало того, что сохранилась в архивах Гостелерадио и выложена в ютубе, так ещё и удивительным образом соответствует времени: это съемки 1957-1958 года. Аккомпанирует гитарист Александр Иванов-Крамской:

А Вам какая песня ближе всего в фильме "Покровские ворота"?

(с) Albert Magnus специально для kin0guru