Привет, дорогой друг!
Сегодня я познакомлю тебя с Викой. Вика — #художник комиксов и иллюстратор. Вика может рассказать тебе про графику в игровой индустрии и еще много всего полезного :)
- Привет, Вика! Обычно я начинаю #интервью с того, что прошу автора рассказать о себе пару слов. Расскажешь?
Привет, Слава! Спасибо, что предложил это интервью :)
Я рисую бытовые #комиксы о чувствах и картинки с персонажами, в последнее время это кто-то из геншина. Наверное, так)
- Зунке — это твоя вторая фамилия или псевдоним? Если псевдоним, что он значит и как появился?
Зунке — это ник, который я придумала и модифицировала в подростковом возрасте. Адзуса из японского комикса «Ранма» — которая понравилась мне по звучанию превратилась в Зу, потом в Зуня, потом в Зунька, потом в Зунке :)
Ник настолько стал мне близким, что не хочется с ним расставаться до сих пор. Настоящая моя фамилия — Лазарева.
- А как тебе вообще пришла идея завести свой паблик в далеком 2014?
Вообще картинки в интернет я постила с 2006 года :)
Мне тогда было 12. Интернет был камернее. Подводных камней я никаких не увидела тогда. Мне просто захотелось рисовать в цифре (тогда я поняла, что так можно + я уже училась в художке и что-то знала) и показывать это в интернете. Это были форумы по котам-воителям (фандом кстати жив до сих пор), девиантарт и дайри.ру. и, собственно, площадки менялись со временем по мере их актуальности.
Конкретно ВК появился изначально как движ с подругой летом в 2013 (2012?) году. Тогда просто все побежали делать свои паблики. Меня очень вдохновила Юка Соэми, и то, что многие мои знакомые начали заводить паблики. Стало ясно что всё, точно пора, все приехали в ВК :)
В один момент, когда я поняла, что мои рисунки забили наш общий с ней паблик, я съехала на отдельную площадку.
- Были какие-то страхи, связанные с ведением блога?
Я боялась не успевать регулярно выкладывать посты. Я усиленно старалась рисовать комиксы (решилось расширением «ниш» своего творчества);
Боялась слишком открываться когда-то, «вдруг кто-то что-то не то обо мне подумает», больше не переживаю об этом, потому что контролирую границы и страхи оказались довольно беспочвенными)
- Помнишь свою первую иллюстрацию? Что думаешь о ней сейчас?
Осознанную в духе «хочу быть художником» — помню, я там кота нарисовала. Своего персонажа, которого отыгрывала в ролевых по КВ :D
Ничего на самом деле не думаю. Тогда было весело рисовать, и это отлично)
- Если я правильно понял, у тебя есть художественное образование? Расскажи, где ты училась рисовать?
Технически да, оно правда у меня есть :)
Я закончила детскую художественную школу в 14. Там познакомилась с азами академического образования: гипсовые головы, натюрморты, скульптура, прикладные штуки вроде вышивки и батика.
Потом я училась уже на программе переподготовки — полтора года в НГУАДИ на игровой графике (кажется, этой программы больше нет). Это не классическая вышка: мы просто рисовали всякие ассеты, персонажей и локации для казуальных игр. Немного поизучали 3д моделирование и вектор. И да, были ещё всякие курсы у частников (комиксные, в основном). Так что технически я вообще не могу сказать, что я самоучка, у меня даже диплом о том, что я дизайнер есть, но это не классическая вышка :)
А так да. Рисуешь много, периодически находишь менторов, хорошие книжки или уроки в интернете. Много практикуешься, и вот, тебе сложнее и сложнее говорить, что ты не умеешь рисовать или что у тебя образования нет :)
- А у тебя есть в планах получение художественного высшего образования, получение диплома? Хотелось бы?
Я иногда думаю, что было бы прикольно поучиться где-то, где идут от твоих предпочтений и индивидуальности. Это сферические мысли в вакууме. Программ обучения я не искала. Сейчас смотрю, что на рынке есть в смысле курсов. Хочется дальше расти. Пока просто изучаю рынок, задаю вопросы, думаю, где взять деньги 😁
В общем да, сейчас актуальнее отдельные навыки, и особой актуальности прям в целом высшем образовании я не вижу, но не исключаю, что через некоторое время окажусь в высшем учебном заведении
- Ты несколько лет работала художником в игровой индустрии, как сама относишься к игрушкам? Есть любимые?
То, что я создавала и во что играю сама — это две разные истории 🤪 Играю сейчас в геншин. До этого играла в нинтендо игры: несколько Зельд, энимал кроссинг, покемоны, профессор лейтон. В детстве очень много играла на ПК во все подряд.
Казуальные мобилки, которые я делала — это была, например, социальная игра. Были тайм-менеджеры, где нужно вовремя тыкать в разные предметы. Меты всякие для 3 в ряд и всего такого :)
Это скорее тайм-киллеры, и я сама не являюсь целевой аудиторией
- Мне всегда интересно как у авторов происходит процесс создания комикса или иллюстрации, как он устроен у тебя? Ты специально садишься и думаешь или идеи приходят случайно?
Моя бывшая коллега как-то сказала прекрасную фразу «художники рисуют то, что у них в голове», и для меня это работает.
Творчество в любом случае отражает мысли и мою жизнь. Если мы говорим про бытовые комиксы, я редко думаю специально. В основном, просто записываю идеи. Иногда что-то настолько назойливо вертится, что приходится просто рисовать как можно быстрее, пока момент не упущен.
- Вообще сколько времени у тебя уходит на создание одного комикса (от идеи до публикации)?
Когда я только прочитала вопросы, ответ был следующий: вот, в последнее время часов пять у меня уходит на страницу минимум. Готовый комикс от идеи до результата я выдаю не меньше чем за неделю.
И что-то меня саму это так возмутило (я очень ценю комиксы в моменте, сделанные быстро и по свежим впечатлениям), что я почистила свой процесс. Теперь я скажу, что могу нарисовать страничку и за полтора часа. Иногда и мне нужна пара дней 😂. Конечно, от техники очень сильно все зависит. Цвет очень много времени занимает. Ещё можно пытаться максимально выверено рисовать, и это тоже много времени ест.
- Ты много делишься своими внутренними переживаниями, как близкие относится к твоей публичности?
У меня есть ощущение, что это не нравилось бывшему, но он уже и не следит за этим всем.
- Я всегда спрашиваю у авторов, есть ли у них секрет успешного комикса. Что скажешь? Поделишься секретом?
Я знаю только то, что нужно делать то, что тебе самому заходит. В этом случае, даже если не зайдёт аудитории, зайдёт тебе :)
В остальном, затрудняюсь ответить. Честность очень хорошо работает. Искренний интерес к тому, о чем рассказываешь, хорошо работает.
- У тебя есть какой-то самый провальный комикс? Или может самый неудачный момент, который тебя научил чему-то важному?
У меня был комикс про бывших, который по моим ощущениям не поняли. Зато, он был красиво нарисован.
Впоследствии мне ещё говорили, что я его не «дожала» — может в этом было дело.
В моменте казалось, что зря я вообще затронула тему. Сейчас мне кажется, что стоит проверять материал, в котором сомневаешься, перед его отрисовкой. Особенно, объемный. Тем не менее не жалею, что его сделала. Это было по сути опровержением рабочей гипотезы «нужно рисовать о сильных чувствах» :)
- Как ты думаешь на какие темы сейчас актуально шутить?
Ох, сложно.
Мы вот живем в мире, где есть цензура, и советовать что-либо в такой ситуации кажется даже небезопасным.
Любые вещи, о которых вам комфортно шутить — актуальны, но советов я давать не могу. Я шучу про отопление вот, потому что мне это наиболее актуально сейчас.
- Есть ли темы, которые ты бы не стала затрагивать?
Увы, о политике у меня не получается говорить. Это, наверное, самое основное сейчас
- Вообще, насколько сложно тебе сейчас в текущей новостной повестке создавать #иллюстрации , творить?
Говорить, что это не повлияло на меня было бы глупо.
Моими основными платформами стало труднее пользоваться, и пришлось пересобирать свою блогерскую часть. Непонятно было, как говорить и о чем говорить в новых обстоятельствах. Пришлось переосмыслять всю свою деятельность — фриланс мой в том виде, в котором я его видела в будущем, просто рассыпался у меня на глазах.
В первые месяцы #рисование и соцсети неплохо так спасли, потому что туда получилось убежать. Когда у меня закончился фриланс, о котором я договорилась в феврале, я просто рисовала картинки и выкладывала их в интернет. В этом был какой-то смысл.
Не знаю, до сих пор как-то жутко, боязно и слишком некомфортно понимать, что все эти обстоятельства — это наша реальность. Никуда ты от неё не убежишь, даже если за окном или в уютной ленте всё в порядке. Пишу всё это и понимаю, что я из тех, у кого просто сработал кукухин предохранитель, потому что я ни говорить про страшные вещи не могу, ни даже думать о них.
Разблокировалось воспоминание: я настолько разозлилась на всё, что поняла, что сейчас моего ресурса хватит только на развитие себя, и я утекла в рисование и обучение:/ Монетизация творчества, которую я начала вводить более усилено в начале февраля подрассыпалась, и вера в то, что я смогу это сделать подупала. Лето я провела в долгосрочном заказе похожем на найм.
Тем не менее, сейчас особенно стало ясно, что я хочу заниматься именно творчеством, просто потому что. Будто стало понятнее, что важно, что нет, и картинки оказались моим очень высоким приоритетом.
- Творческие люди частенько сталкиваются с синдром самозванца, перфекционизмом, творческими кризисами — ты проходила что-то из списка? Как справлялась?
я 100% из перфекционистов в мелочах.
Я вижу все неаккуратности и детальки, и это порой мешает увидеть лес за деревьями. Очень стараюсь видеть картинки более цельно, не запариваться и не делать ненужную работу.
Синдром самозванца, по моим ощущениям, перестаёт душить, когда капает достаточно опыта в сфере и когда тебе искренне нравится делать то, что делаешь.
Творческий кризис, что ж, это отличный повод посмотреть нет ли застоя в жизни, потому что искусство имеет обыкновение умирать, когда твоя жизнь слишком скучна. Либо арт, который ты делаешь тебе больше не подходит, и нужен или отпуск, или перемены.
Кстати, меня в последнее время вообще не пугает снижение количество творчества в жизни. Я замечала, что оно идёт волнами — то очень много создаётся разного, то затишье, и если не рисуется, значит, идёт этап накопления ресурсов.
- Давай поговорим про твою аудиторию. Опиши ее.
Из закономерностей, которые я замечала: люди любят милые иллюстрации, интересуются комиксами. Многие или рисуют сами, или занимаются ещё каким-то видом творчества (например, пишут или исполняют музыку).
Часто вижу у себя и подростков, и людей постарше. Лет до 35 наверное, редко больше :) Заметила ещё, что мне очень интересно говорить со своими ребятами, или даже просто наблюдать за их разговорами :)
- Когда ведешь паблик так долго, наверняка появляются какие-то штуки, которые понимаешь только ты и самые старенькие подписчики. У тебя есть что-то подобное?
Блин, вроде нет такого!
Кажется, это нужно намеренно или создавать, или отслеживать)
- У тебя есть хейтеры? Как ты реагируешь на негативную критику?
Постоянных хейтеров нет. Были разве что всякие залетные на прометее.
В первый раз, когда у меня залетел пост на 1,5 миллиона просмотров (при паблике в 1000 человек), было очень жестко. Я впервые видела такое количество рандомных комментариев с очень разными эмоциями очень разных людей. Я не осознавала, что все их комментарии, в первую очередь, про них самих.
Последний запомнившийся раз — чувак (тоже залетный) рассказывал мне о том, что криэйторы, которые ему нравятся, получают слишком мало внимания и денег, а такие, как я видите ли популярны. Интересный факт в том, что он приводил высокобюджетный фильм и сравнивал меня в ютубером с аудиторией раз в 100 больше моей) Я не знаю, это просто было странно. Особенно агрессивных я баню.
- Есть ли люди, которыми ты вдохновляешься?
Конечно, они ещё и меняются.
Из последних людей, которые меня радуют — это, например, Лина Рорич: блогерка-художница-предпринимательница. Она классно ведёт блог и продаёт свои продукты, говорит про психологические моменты.
Нравится Лида Павлова, она вообще тарологиня, но также занимается творчеством и очень креативно ведёт свой блог.
Из художников очень люблю Карлза Далмау за детализированные иллюстрации с историей, ещё прониклась к Сэмдазартс в последнее время. Очень кайфовый парень.
- Сейчас ты работаешь над какими-то проектами в роли иллюстратора?
Я опять делаю графику для казуальной мобилки, но скоро выхожу из проекта :)
Скоро вот опять буду в поиске разных проектов. Если кому-то нужен иллюстратор для стикеров или комиксов — буду особенно рада посотрудничать.
- Расскажи о каком-нибудь текущем или прошлом проекте, который тебе больше всего запомнился.
Из последнего крутого — проект для Беталайфа.
Ребята собрали реальные истории людей с рассеянным склерозом, и нужно было проиллюстрировать одну из них. Восхищаюсь историей героини, которая мне досталась, а из плюсов проекта — было кайфово, что вообще не ограничивали в стиле. Там ещё нужно было придумать какой-то способ нарисовать мурашки (у меня все время они получались похожими на сыпь), нарисовала тогда муравьев на коже, и для меня это работает.
- Для тебя ведение блога/паблика — это хобби, или оно уже превратилось в источник доходов?
У меня есть небольшая монетизация в виде бусти / ВК доната. А ещё благодаря ведению соцсетей меня находит часть моих заказчиков, так что это уже не совсем хобби.
С другой стороны, глядя на цифры доходов, заработком мне это сложно назвать. Отношусь к этому как к творчеству и хобби с небольшими бонусами)
- У тебя можно купить платную подписку, поэтому хочу спросить, на деньги от донов можно прожить? Или все равно нужно искать дополнительную работу?
Вообще я точно знаю, что успешные кейсы есть, но это пока не я. Однако на деньги с донатов я уже покупала себе консультации, комиксы и даже донатила в геншин 😂
По ощущениям, хорошо могут подработать люди, которые придумывают классную востребованную концепцию своей платформы по подписке, а также могут донести эту ценность для аудитории. Самое успешное, что приходит в голову — это, конечно, взрослые арты рукастых ребят, и, я думаю, все мы понимаем, в чем там ценность :)
Ещё насколько я вижу круто заходит бизнес для творческих (блог Лины Рорич на бусти, например, Аня Идиотстиле), и это может хорошо работать у людей, которые делают видео-контент. У этих ребят сильная связь с аудиторией.
- Первый пост в твоей группе в ВК появился 25 декабря 2014 года, то есть почти 8 лет назад. За это время возникало желание все бросить? Что остановило?
Я хотела закрыть площадку абсолютно серьезно один раз, этой весной. потому что было морально очень тяжело и чувствовалась несвобода)
Остановил случай: мне написала Лина, и предложила сделать рекламу моей странички у себя, вообще не зная о моих сомнениях. Я серьезно взвесила всю ситуацию, и поняла что возможностей тут пока больше, чем трудностей, поэтому я все ещё здесь.
Что касается проблем на «старте» — их особо не было. Для меня было очень ценно вести страницу и когда на меня было подписано 80 друзей и знакомых.
- С социальными сетями сейчас все очень неопределенно. Как действуешь и чувствуешь себя в этой ситуации ты?
Выбираю те площадки, в которых наиболее комфортно мне для наибольшей активности. Именно поэтому телеграм вышел вперед в моем случае. что касается чувств — конечно раздражает, моя стратегия в начале года была вообще другой
- Что должно произойти, чтобы ты перестала рисовать?
Должен появиться спектр занятий, который будет закрывать следующий спектр потребностей. Что-то должно быть настолько же увлекательным. Что-то должно стать моей профессиональной сферой деятельности. Должен появиться какой-то новый способ переработки эмоций в что-то более осязаемое, чем чувства и мысли. И должен быть какой-то способ связи с широкой аудиторией.
Не говорю, что этого не произойдёт никогда, потому что часть из этих вещей происходит и сейчас. Мне нравится вести блог просто про себя, а не про картинки, например. Деньги я однажды заработала, продав бусы, а увлекательно мне например учить язык)
В целом рисование закрывает очень большой спектр потребностей, да и рисую я, кроме шуток, сколько себя помню. Так что не говорю, что этого не случится, но пока нахожу это не самым вероятным сценарием.
- Без какого предмета ты не вышла бы из дома?
Без ключей :)
Оказалось, что могу и без кошелька, и без телефона, и без сумки, тем более без скетчбука, но без ключей особенно сложно 😁
- Твоя любимая музыка?
Последнее мое открытие — это «кис-кис».
А так разное слушаю, например, NF мне нравится, yungblud, Orla Gartland.
- Последняя прочитанная книга?
«Тревожные люди» из художественной, «К себе нежно» из нон-фикшена
- Последний просмотренный фильм?
«Проект Адам», он хороший очень)
- Последний просмотренный мультфильм?
Я аниме довольно много смотрю, невероятно крутое «Summertime Render» сейчас заканчивается.
Из полнометражных последним, был, наверное, «Душа»
- Любимая страна или город?
Из тех, где я была — очень тепло отношусь к Санкт-Петербургу и Праге :)
- В каких социальных сетях тебя можно встретить?
Наиболее активна я сейчас в телеграме .
Также стараюсь не выпускать из вида Вконтакте.
Ещё появляюсь в твиттере и в одной интересной соцсети с картинками :)
Ну и про Бусти не забываем :)
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите в комментариях, как вам комиксы Вики? Что понравилось больше всего? Ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.