Представляю, что сказала бы матушка-настоятельница о таком заголовке! И текст мой вряд ли бы благословила. Но я не могу написать иначе – с официозным почтением и сухой подачей материала. Почтения будет достаточно – разве можно по-другому писать о том, что искренне любишь? А Спас на Угре я люблю. Давно.
Но не так давно, как его настоятельницу. Потому что матушку я люблю с самого ее рождения! С тех пор, как увидела в колыбельке свою милую двоюродную сестричку. Мне было тогда 12 лет, родных сестре и братьев иметь не довелось, и, конечно же, я отдавала девочке все свободное время. Тем более, что ее родители, театральные художники, пропадали в театре сутками.
Но о детстве будущей матушки нужно писать отдельный рассказ. А здесь достаточно сказать, что, закончив, вроде бы с охотой и успешно, светский вуз, она удивила всю родню, когда приняла постриг. Я тогда тоже удивлялась. А сейчас уверена, что она нашла себя в деле возрождения старинного монастыря, как не смогла бы ни в чем другом.
Полное название – Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Год постройки – 1511-ый. Расположен на высоком холме, под которым сливаются Угра и Ока. Это место все знают как Великое стояние на Угре. Войско хана Ахмата ушло оттуда без единого выстрела, в ознаменование чуда и был построен монастырь.
Настоятельницей моя сестра стала в то время, когда Спас лежал в развалинах. А сейчас на крутом холме стоит белоснежное диво дивное! Два храма, сестринский корпус, гостиница для паломников, монастырская лавка, она же чайная… Да еще ухоженные сад, огород, пасека, скотный двор… Весь период реставрации матушка вертелась, как белка в колесе, доставая деньги и материалы, организовывая работу бригад реставраторов, строителей, садовников…
Но больше, чем внешнее преобразование, меня впечатляют те традиции и правила, которые быстро сложились в монастыре. Не удивительно, что Спас становится родным домом для женщин, которым больше некуда пойти. но Спас – это еще и возможность полноценной жизни для многих детей-инвалидов. В монастыре -развернутая программа работы с ними, детей берут на выходные, проводят летом реабилитационный лагерь, где помощь оказывают медики, педагоги, психологи, организуются общие праздники и кружки по интересам…
Всего не расскажешь! Я там видела счастливую девочку, у которой нет с рождения ног, но она и не помнила об этом во время презентации своих работ – поделок по технологии «бумажная пластика». Поделки восхитительны, поэтому восторг зрителей был в полной мере от души, никому и в голову не пришло делать «скидку» на неполноценность.
У многих детей в Спасе открываются таланты, потому что их любят, в них верят. Это прозвучит странно, но творчеством детей заражают... сами монахини. В Спасе творчески делают все: разбивают необыкновенные клумбы и пекут пироги по невиданным рецептам, оформляют куличи на Пасху так, что из сотни нет ни одного одинакового и каждым – залюбуешься… Я могу много об этом рассказывать, но попробую подтвердить свои слова фотографиями. Делала их для себя и на ходу, за качество извиняюсь. Но надеюсь, что атмосферу, которая сложилась в Спасе, хоть как-то я смогла передать. Или нет?
Для начала фотография большого пряника, который сестры испекли на Рождество. Правда же, это настоящее творчество? Таких пряников несколько, они служат рождественскими подарками. Куличи на Пасху восхищают не меньше!