Клара Петровна решила постараться пока не думать о бывшем муже и о письме от его брата Дмитрия, хотя не так-то просто было выбросить это из головы. Столько лет прошло с того дня, как они с Василием расстались, и она давно вычеркнула его из своей жизни, так же как он вычеркнул их с Мариной из своей.
От её любви к нему не осталось ничего уже тогда, когда они ещё жили вместе и считались семьёй. Ведь на самом деле, семьи не было, а были люди, уставшие друг от друга и разочарованные...
Начало здесь. Предыдущая часть
В последние годы их жизни Василий был уже совсем другим человеком, не тем весёлым и добрым пареньком, с которым она когда-то познакомилась и которого полюбила всем сердцем. Даже в те дни, когда Василий не употреблял спиртное, он был хмурым и раздражённым, почти не уделял внимание Марине, и Клара Петровна с грустью осознавала, что он так и не смог полюбить собственную дочь.
Девочка, конечно, всё понимала, она видела равнодушие со стороны отца и даже его побаивалась. Её матери было очень больно смотреть на это, и она старалась отдавать маленькой Марине всё своё тепло и любовь, как будто пытаясь компенсировать отсутствие любви со стороны отца.
Когда Василий исчез из их с дочерью жизни, женщина испытала облегчение. Дома стало спокойно, можно было больше не бояться приходов пьяного мужа и скандалов, которые он в последнее время устраивал всё чаще. Ни она, ни дочь не скучали по Василию и вспоминали его редко. В конце концов, это именно он сделал свой выбор, который оказался не в пользу семьи...
И даже если допустить, что алкоголизм – это всё-таки болезнь, в чём Клара Петровна всегда сомневалась, то что мешает человеку обратиться к врачам и побороть пагубное пристрастие? А Василий за все годы, которые они прожили вместе, ни разу не сделал попытки что-то изменить.
Он не признавал, что у него есть зависимость, считая, что в любой момент сможет начать жить трезвой жизнью… И эта была, пожалуй, главная проблема. На все просьбы и уговоры жены обратиться к специалистам, он только злился и раздражался, считая, что с ним всё в порядке.
На память о бывшем муже и отце Марины остались только фотографии в семейном альбоме. Клара Петровна редко открывала этот альбом. Ей было горько смотреть на свою прошлую жизнь, когда казалось, что счастье будет длиться вечно…
А вот Марина, напротив, в детстве частенько доставала из шкафа альбом и рассматривала чёрно-белые снимки, на которых её родители были такими красивыми, молодыми и влюблёнными…
Девочка всё пыталась понять, на кого она больше похожа. На маму или на отца. На самом деле она унаследовала черты лица от обоих родителей. От Клары ей достались большие глаза и форма носа, а от Василия овал лица, пухлые губы и густые вьющиеся волосы… Она росла очень хорошенькой девчушкой, а когда выросла, превратилась в настоящую красавицу.
Столько лет прошло… Кларе Петровне казалось, что Василий уже никогда не появится в их с Мариной жизни. Но он всё же появился. Сначала начал сниться дочери, а теперь вот пришло письмо от Дмитрия.
Жаль, что соседка Раиса такая принципиальная, ни в какую не согласилась вскрывать и читать письмо. И телефон у Раи кнопочный, без камеры, а так бы можно было попросить её сфотографировать текст письма и отправить через мессенджер. Что же, придётся проявить терпение и подождать несколько дней.
Чтобы отвлечься от мыслей о Василии, Клара Петровна решила пойти прогуляться, а заодно подумать, что приготовить на обед и купить недостающие продукты.
Погода была чудесная. Стоял ясный осенний день, безветренный, и на небе не было ни облачка. Клара Петровна даже пожалела, что надела под куртку толстый свитер, так как очень быстро ей стало жарко. Она думала, что Сибирь встретит её холодом и взяла с собой много тёплых вещей. Клара Петровна расстегнула куртку и присела на лавочку возле соседнего дома, погрузившись в свои мысли, которые по-прежнему не давали покоя.
- Ой, здравствуйте! – услышала она знакомый голос. Женщина подняла глаза и увидела перед собой свою молодую попутчицу Кристину.
- Кристина! – удивилась и одновременно обрадовалась Клара Петровна. – Вот так встреча! Неожиданно!
- А я иду и вижу вроде бы знакомое лицо… Подумала, что это просто похожая женщина, но подошла ближе и поняла, что это на самом деле вы. Получается, что ваша дочь живёт где-то здесь?
- Да, вон в том доме.
- А я в этом живу. Надо же, какое совпадение. Хотя ничего удивительного, в этих домах много семей военнослужащих живут. Как вас встретили? Всё хорошо? Как внуки?
- Всё замечательно у меня, Кристиночка. Чувствую себя очень счастливой. Вот вышла прогуляться и продуктов купить. Обед буду готовить.
- А я за Катюшкой в школу иду, у неё сегодня первый учебный день. Мы не успели вернуться к началу учебного года, пропустили несколько дней.
- А школа далеко?
- Нет, минут десять идти.
- А можно мне с тобой? Хочу посмотреть школу, где мои внуки учатся. Всё равно прогуляться вышла, так почему до школы не дойти. И ничего, что я на «ты» к тебе обращаюсь? Ты же в дочки мне годишься.
- Конечно, ничего. Пойдёмте, я покажу вам нашу школу! Она красивая, современная, её всего несколько лет назад построили.
Вернулась домой Клара Петровна очень довольная. Кристина не только показала ей школу, но также провела небольшую экскурсию по их микрорайону. На обратном пути женщина зашла в супермаркет, где купила продукты и дома сразу же приступила к приготовлению еды.
Скоро должны были прийти Данил и Лена, и бабушке хотелось встретить внуков горячим обедом. Шурику досталась хорошая порция печёночного паштета, который Клара Петровна купила специально для него.
***
Выходные прошли просто замечательно. Марина показала Кларе Петровне красивые места Иркутска, они с детьми много гуляли по городу, ели мороженое и пиццу в кафе, любовались красавицей Ангарой и много-много разговаривали обо всём на свете…
А во вторник Клара Петровна обнаружила в почтовом ящике извещение и поспешила на почту получить письмо. Добравшись до дома, она дрожащими руками распечатала конверт и принялась читать.
«Здравствуй, Клара! К сожалению, я не знаю твоего мобильного телефона, а от стационарного ты, видимо, давно отказалась. Я даже не знаю, живёшь ли ты по этому же адресу, но всё же пишу в надежде, что ты получишь и прочитаешь моё письмо.
Я понимаю, что ты, должно быть, очень обижена и даже зла на Васю, и у тебя есть на это все основания. Я не оправдываю своего брата, ваш развод – это его вина. Знаю, что после развода вы не общались, и Вася не принимал никакого участия в жизни Марины. Ты, наверное, и слышать ничего не хочешь о нём, но всё же я должен тебе кое-что сообщить.
Клара, Васи уже нет в живых. Последние годы своей жизни он был болен, спиртное уже не употреблял, ходил в Храм и очень многое переосмыслил. Он очень жалел о том, что не сберёг свою семью, не общался с дочерью. Найти вас с Мариной он так и не решился, хотя очень мечтал хотя бы одним глазком взглянуть на дочку…
Вася жил у меня. У нас с женой большой дом, и после смерти нашей мамы я предложил брату переехать к нам. Всё-таки мы родные люди, и я боялся, что Вася совсем пропадёт без какой-либо поддержки… Он на самом деле хотел начать новую жизнь, но подорванное здоровье уже не позволило…
Незадолго до смерти Вася попросил меня разыскать тебя и Маринку и от его имени попросить у вас прощение… Я не знаю, простишь ли ты его, простит ли дочь. Но поверь, он был очень наказан судьбой за всё… Он это понимал и считал, что заслужил такой исход.
Я пишу тебе, чтобы исполнить просьбу брата. Сделать за него то, на что он сам так и не решился, потому что ему было очень стыдно смотреть в глаза тебе и дочке…
Клара, я хочу, чтобы ты знала: двери моего дома всегда открыты для тебя и Маринки. Мне жаль, что после вашего развода с Васей все ниточки оборвались, и мы больше не общались. Всё-таки мои сыновья – двоюродные братья твоей дочке… Они уже давно взрослые, у каждого своя семья, дети. У нас Олей четверо внуков… Но нам очень хотелось бы узнать, как живёте вы с Мариной, ведь она моя родная племянница.
С возрастом на многое начинаешь смотреть по-другому, Клара. Я очень жалею, что не разыскал тебя намного раньше. И если ты всё же прочитаешь это письмо, я очень надеюсь, что сама свяжешься со мной. Я напишу тебе свой телефон, и телефон Ольги. И буду очень ждать звонка. Дмитрий».
- Вот как, - сказала вслух Клара Петровна. – Выходит, Васи уже нет…
На глаза навернулись слёзы, и в памяти одно за другим стали всплывать события из их совместной жизни с Василием… Знакомство, любовь, планы на будущее, свадьба… Сейчас почему-то не хотелось вспоминать плохое. Ведь было же и хорошее. А самое главное, что благодаря встрече с Василием у неё есть Маринка и внуки…
Клара Петровна ещё раз перечитала письмо и даже хотела сразу же позвонить Дмитрию, но сдержала свой порыв, подумав, что сначала поговорит с Мариной. И вместе они уже решат, как быть.