Белый Кролик надел очки.
— Откуда мне следует начать, Ваше Величество? — спросил он.
— Начни с начала, — серьёзно сказал Король, — и читай, пока не дойдёшь до конца. Как дойдёшь — остановись!
Начало
Сын в АВА с 2017 года - с начала моего обучения. К концу года мне удалось найти Куратора поведенческих программ и с 2018 года началась плотная работа с расписаниями, поощрениями, жетонами, DTT, ITT и тп.
Большое внимание было уделено подготовке к школе: учебное поведение, сотрудничество, чтение, графомоторика, различения по функциям/характеристикам/категориям и прочее, прочее, прочее.
Попутно я решала серьёзную поведенческую проблему, связанную с убеганием на улице. Об этой истории уже есть цикл статей:
Всё ничего. К 2020 году больше всего меня беспокоили в сыне лишь его истерики.
Да, истерики. Затяжные такие истерики, которые выражались в двух противоположных формах: истеричный хохот или рыдания.
Накрыть его могло в любом месте и в любой момент. Даже, если я уже замечала предвестники надвигающейся истерики, то предотвратить её всё равно никак не получалось.
Надо ли описывать моё состояние и состояние всей семьи? Можно не буду...?
Сбор данных АВС не показывал какой-либо закономерности в причинах и последствиях. Было решено обратиться к фармакологии. В этот период в жизни сына появились медицинские препараты из серии нейролептиков.
Стало легче. Но тут я узнала, что если какое-то поведение находится под контролем медикаментов, то оно должно ставиться в план на поведенческую коррекцию одним из первых. И это знание не давало мне покоя.
А кроме того, истерики ведь совсем не пропали. Да, их стало меньше, но в целом-то проблема осталась. И ещё, с продолжительностью приёма медикаментов снижался и эффект от них. Я не буду говорить о том, что это правило, но у нас было так. Как будто организм привыкает.
То есть, если в самом начале результат был виден сразу, то далее всё меньше и меньше. Что делать? Повышать дозу? Менять препарат?
Давайте сразу уточню, что поведенческие специалисты не назначают и не отменяют медикаментозное лечение. Все эти манипуляции можно делать только по согласованию с врачом.
Очень кстати в нашей жизни появилась Супервизор ВСВА.
Если честно, понимания того, что нам нужен будет именно протокол Хенли не было ни у кого. Сотрудничество есть. Учебное поведение есть. Спокойная реакция на отказ, вроде, тоже есть.
Скорее отношение к этому протоколу было, как к новой, интересной штуке, которую очень хотелось попробовать (говорю про себя).
Суть протокола Хенли
Главную суть этого протокола я бы выразила так:
- мы учим ребёнка обозначать свой приоритет перед взрослым;
- мы учим взрослого с этим приоритетом соглашаться;
- мы учим обе стороны прислушиваться друг к другу и друг другу уступать.
Конечно, в рамках протокола мы учим многим базовым навыкам: коммуникация, сотрудничество, толерантность к отказу, самостоятельная деятельность и прочее, но вот эти три - для меня оказались основными.
Возможно, специалисты, активно практикующие PFA and SBT (Хенли), со мной в чём-то не согласятся или дополнят — пожалуйста, буду рада вашему мнению.
Продолжение будет посвящено слому моих стереотипов в АВА, и об этом уже можно прочитать в статье:
Статья о первых результатах работы по протоколу и о том, как это может повлиять на истеричное поведение:
Надеюсь, было полезно.