Найти тему
Такое поведение

АВА-терапия после Хенли. Слом моих стереотипов о взаимодействии с ребёнком

Оглавление

С АВА я впервые познакомилась в 2017 году, а с протоколом Хенли в 2021. У меня было целых четыре года, чтобы обрасти своими представлениями и стереотипами об АВА-терапии.

Что это были за стереотипы и что изменилось после? Об этом и расскажу.

Давайте сразу оговорюсь, что это исключительно мои представления, которые, очень может быть, были ошибочными изначально.

Однако, думаю, есть большая вероятность того, что я в этих представлениях была не одинока, поэтому считаю нужным о них написать.

Стереотипы
Стереотипы

Стереотип о поощрениях

Изначально:

  • Проведи тестирование мотивационных стимулов;
  • Составь на основе тестирования меню поощрений;
  • Дай ребёнку выбрать себе поощрение, которое он получит после работы (за что будешь работать?);
  • Сначала работа, потом награда.

После Хенли:

Синтезированное подкрепление.

Это же просто праздник какой-то
Это же просто праздник какой-то

Никаких полумер. Всё лучшее сразу и не надо ничего выбирать.

Всё, что ты любишь будет тебе доступно в полном объёме и сразу.

Сразу. Понимаете?

Мы с этого начнём. Мы начнём с того, что предоставим ребёнку доступ к синтезированному подкреплению в самом начале. И внимательно проследим за тем, чтобы он был Доволен, Расслаблен, Увлечён (ДРУ).

Потому что, пока ребёнок не ДРУ, никаких требований и инструкций быть не может.

Да, прям вот так. Никаких инструкций пока перед нами не будет довольного и спокойного ребёнка.

Помните, как в русской народной сказке:

Ты, бабка, меня сначала напои, накорми, спать уложи, а потом уже спрашивай.
Баба Яга и Иван-царевич
Баба Яга и Иван-царевич

Стереотип о роли взрослого в подкреплении

Изначально:

  • Наблюдай за интересами ребёнка;
  • Подмечай всё, на что он обращает внимание, чтобы расширять ассортимент возможных поощрений;
  • Подобрал интересные штуки - молодец, свободен!

После Хенли:

Взрослый - это неотъемлемая часть подкрепления.

Взрослый должен быть классным и интересным, но очень аккуратным и ненавязчивым.

В условиях синтезированного подкрепления взрослый должен находиться в полном распоряжении ребёнка и стараться следовать за его интересами.

И это, знаете ли, тот ещё труд.

-4

Не скажу, что я не знала о том, что такое парное обуславливание. И как важно педагогу ассоциироваться у ребёнка с поощрением. Но делать это правильно, оказалось, что я не умею.

Стереотип о стереотипиях ребёнка

Изначально:

Любые ситуации, в которых ребёнок делает попытки руководить вашим поведением, например, просит повторить за ним действие или начинает формировать какой-то ритуал - это абсолютное зло и поэтому такое должно пресекаться на корню.

Ну, то есть, мы же, имея ввиду родителей, придаём огромное значение тому, чтобы наш необычный ребёнок не отсвечивал своей необычностью. Ибо нечего к себе лишнее внимание привлекать.

И вообще, надо учиться быть более гибким.

Гибким, я сказала!

После Хенли:

  • Постоянно демонстрируйте расположение и эмпатию к ребёнку.
  • Ограничьте несущественные требования к нему.
  • Не пытайтесь прерывать или вмешиваться в его стереотипное поведение или ритуалы.

То есть, стереотипии и ритуалы - это всё несущественные требования! И, мама, ты уже, давай, перестань давить на своего ребёнка по пустякам...

По пустякам?! Невероятно!

Важно. Неважно. Кадр из мультфильма "Алиса в Стране Чудес", 1981г.
Важно. Неважно. Кадр из мультфильма "Алиса в Стране Чудес", 1981г.

Стереотип о реакции на нежелательное поведение

Изначально:

  • Любые подкрепляющие стимулы могут предоставляться только тогда, когда ребёнок демонстрирует желаемое поведение.
  • Нельзя убирать требования, если цель демонстрируемого нежелательного поведения - избегание.
  • Важно, ни в коем случае, не дай Бог, не подкрепить нежелательное поведение.

После Хенли:

"Не следует продолжать работу после появления незначительного проблемного поведения или использовать запланированное игнорирование. Прислушайтесь к тому, что ребёнок хочет сказать своим поведением, и отреагируйте соответствующим образом".
Выдержка из универсального протокола.

Вот это, наверное, был самый сложный пункт.

Как это, отодвинь материалы?

Как это, убери требования, если заметила уклонение от сотрудничества?

Как это, отпусти ребёнка в условия подкрепления пока работа не доделана до конца?!

А вот так!

Всё. Отдыхай!
Всё. Отдыхай!

Боюсь, у меня не хватит знаний, чтобы объяснить этот пункт досконально, но в целом, идея сводится к тому, что лучше подкрепить предвестник нежелательного поведения или поведение в лёгкой форме, чем доводить ситуацию до эскалации и рисковать тем, что в итоге произойдёт подкрепление тяжёлого поведения.

Кроме того, это же время.

Время, которое мы всё равно потратим на то, чтобы дождаться окончания нежелательного поведения, но при этом ещё и здорово вымотаем друг другу нервы.

И что же, никаких правил и ограничений?!

Ни в коем случае.

Есть, и правила, и ограничения, только механизм их реализации будет немного другим.

Шпаргалка, как остановить проблемное поведение ребёнка
Шпаргалка, как остановить проблемное поведение ребёнка

Подробности в статье:

И что теперь? Делать как раньше нельзя?

Можно, конечно, но можно и по другому.

Надеюсь, было полезно.

#ава-терапия #прикладнойанализповедения #Хенли #наукаиобразование