Найти тему

Почему компрессия и мощная сатурация на мастер-шине в процессе сведения это обычно зло

Интернет пестрит рассказами про волшебный «собирающий компрессор», который вмиг создаст вам классный чудесно звучащий микс. Ничего и делать то не придётся, всё само собой получится.

Но так ли это на самом деле?

Разберемся для начала с самой техникой мастеринга. Как и откуда появилась, какие проблемы и задачи имелись, как они решались.

Как бы мы себя не оправдывали, какие бы теории не выдумывали, чьи бы сказки не слушали, суммарная компрессия всего микса целиком это задача мастеринга, а не задача сведения.

Когда мы говорим про некий собирающий, склеивающий эффект, речь идёт не о том, что надо реально что-то там сжимать. Разговор о создании эффекта мягкого сглаживания аналогового мира, имитацию прохождения сигнала через шину суммирования больших аналоговых пультов.

Это скорее сатурация, чем компрессия. Но даже её лучше применить в процессе мастеринга, потому что она может оказаться лишней.

Пример сессии мастеринга.
Пример сессии мастеринга.

Мастер-шина (мастер-канал) при работе над аранжировкой и сведением должна быть по возможности совершенно пустая. Желательно всегда, потому что любая обработка на мастере вмешивается во все звуки сразу, а не отдельно в каждый, влияет на всё и становится неотделимой.

Компрессия и мощная сатурация на мастере иногда настолько сильно влияют на звуки, что выключив их, ваш микс полностью разваливается, звучание инструментов становится совершенно другим.

Сильная компрессия и сатурация убивают динамику и внутренний воздух, объём и пространство микса.

Разве это правильно?

Для аранжировки этот момент ещё серьёзней, ведь нужно будет отдать чистый мультитрек, где все звуки и инструменты сохранены отдельно без баланса и без лишних обработок, оставляются только самые важные и художественные.

Идеологически звуки в мультитреке должны полностью совпадать с тем, как они звучат в демке, совпадать по общему окрасу и характеру. А из-за плотной мастер-шины звуки в мультитреке могут сильно отличаться от микса.

Если оставлять что-то на мастере при подготовке мультитрека, эта обработка применяется ко всем дорожкам, суммарный эффект помножится на количество дорожек. А если убирать, её влияние уходит и звуки так же меняются.

Ситуация, когда мультитрек аранжировки не имеет почти ничего общего с демо-миксом этой самой аранжировки, встречается регулярно. Происходит от незнания и непонимания правильных студийных цепочек, в погоне за «чтоб качало».

Это неправильно и не профессионально!

Компрессия всего микса это целиком и полностью задача мастеринга.

Вот и оставьте её на мастеринг. Зачем делать мастеринг во время работы над аранжировкой или сведением?

Это другой процесс и другой взгляд, давайте подходить профессионально.

Для того, чтобы показать заказчику демо, можно применить временные обработки для уплотнения микса, но делать это следует отдельно, без ущерба для исходника.

Чаще всего лучше применить широкополосный лимитер, а не компрессор. Влияние на исходник будет меньше и проблем будет минимум.

Отличная практика – поднять громкость микса на 6 дБ, чтобы получить внятное плотное демо. Например, мой фаворит для этой задачи – Sonnox Limiter.

-2

Эта же практика хороша и для оценки влияния сильного уплотнения при мастеринге на этапе сведения. Временно включите лимитер на +6 дБ, на тихой громкости аккуратно поправьте баланс и выключите лимитер.

Микс однозначно станет лучше!

Ваш Андрей Аспидов.