Как сказали бы сейчас, Эфес был Меккой для язычников. Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. В городе процветали оккультизм и магия, выпускались даже пособия по практической магии под названием Эфесские писания. Накануне праздников здесь собирались толпы народа из разных стран.
Азией тогда называлась одна из провинций Римской империи, и Эфес был ее столицей. Это был крупный торговый город на перекрестке дорог, куда съезжались люди разных национальностей и культур, где кипела деловая жизнь. С одной стороны, такая космополитичность города давала хорошую почву для распространения христианства, но с другой стороны, здесь были очень сильны языческие культы.
Языческим храмам дозволялось укрывать преступников, и в храме Артемиды Эфесской их пряталось множество, к тому же, как писал историк, Эфес можно было принять "за международный сборный пункт публичных женщин". Здесь, рядом со знаменитой библиотеки Цельса - руины двухэтажного публичного дома. В общем, городская жизнь в Эфесе превратилась в бесконечную вакханалию.
Но именно благодаря тому, что Эфесе был мегаполисом, где всегда много приезжих – торговцев, паломников, - можно сказать, что вся Азия в конце концов именно здесь услышала проповедь апостола Павла о Христе.
Местные жители в основном промышляли изготовлением и продажей сувенирки - фигурок Артемиды, изображавших ее со множеством грудей. Это символизировало ее способность напитать весь мир.
Для жителей Эфеса богиня Артемида уж точно была "кормилицей". Продажа серебряных фигурок богини приносила хороший доход. Поэтому за три года, проведенных в Эфесе, апостол Павел стал для местных опасным человеком. Он проповедовал Бога живого, тем самым разоблачая культы языческих божеств.
Лето 57-го года. Ремесленники ополчились на незваного проповедника. С криками "Велика Артемида Эфесская" толпа высыпала на главную улицу города и пошла расправляться с Павлом. Того не оказалось дома, и тогда схватили его помощников, Гая и Аристарха и потащили их в театр – место проведения всех городских массовых мероприятий.
Амфитеатр, рассчитанный на двадцать тысяч человек, быстро заполнился. Почти два часа горожане в исступлении продолжали выкрикивать славословия Артемиде. Апостол Павел, узнав о происшествии, поспешил сюда, на подмогу Гаю и Аристарху и на растерзание толпе. Но Павла вовремя остановили, вместо него к эфесянам вышел городской чиновник - он сумел прекратить волнения, помощники апостола остались живы и невредимы, но Павел все же решил немедленно покинуть Эфес.