Найти в Дзене
Автодрайв

ИЖ 14

Среди советских автомобилей есть множество любопытных образцов. Некоторые из них получили широкую известность, другие – оказались забыты. Речь пойдёт о второй категории. На очереди редчайший ИЖ-14, который так и остался прототипом. Дело было давно, в 1960-х годах, когда был заложен Ижевский автомобильный завод для производства аналогов продукции АЗЛК. Тогда за работу взялись перспективные специалисты: Н.И.Слесаренко и В.А.Абрамян. Они посчитали нужным привлекать на предприятие молодых амбициозных работников. Что и было сделано. Было создано специальное конструкторское бюро – ГКБ-8 для создания новейших разработок. Шаг был рискованный, но потом окупился сторицей. Коллектив начал проектирование автомобилей с передним и полным приводом уже к концу 1960-х годов. Для того времени это было достижением народного хозяйства. ИЖ-14 является продолжением опытного образца ИЖ-5. Патент на героя материала появился в 1972 году. Руководителем проекта стал А.С.Кондрашкин, который придумал народный

Среди советских автомобилей есть множество любопытных образцов. Некоторые из них получили широкую известность, другие – оказались забыты. Речь пойдёт о второй категории. На очереди редчайший ИЖ-14, который так и остался прототипом.

Дело было давно, в 1960-х годах, когда был заложен Ижевский автомобильный завод для производства аналогов продукции АЗЛК. Тогда за работу взялись перспективные специалисты: Н.И.Слесаренко и В.А.Абрамян. Они посчитали нужным привлекать на предприятие молодых амбициозных работников.

-2

Что и было сделано. Было создано специальное конструкторское бюро – ГКБ-8 для создания новейших разработок. Шаг был рискованный, но потом окупился сторицей. Коллектив начал проектирование автомобилей с передним и полным приводом уже к концу 1960-х годов. Для того времени это было достижением народного хозяйства.

-3

ИЖ-14 является продолжением опытного образца ИЖ-5. Патент на героя материала появился в 1972 году. Руководителем проекта стал А.С.Кондрашкин, который придумал народный автомобиль с несущим кузовом типа хэтчбек и полным приводом. Как потом выяснилось, ИЖ стал настоящим соперником Нивы, но, как известно, проиграл. Обо всём по порядку.

-4

Технические особенности

-5

• Под капотом разместился бензиновый двигатель УЗАМ-412, ставший классикой для Москвичей. Этот агрегат с алюминиевым блоком имеет степень сжатия 8.8 и установлен с завалом вправо, что снижает центр тяжести автомобиля.

-6

Мощность 1.5-литрового ДВС составляет 75 л.с. Позже он многократно модернизировался. Конструктором мотора является И.И.Окунев. Кстати, на конвейере движок состоял около 34 лет в том или ином виде.

-7

• Силовая установка агрегатируется с 4-ступенчатой коробкой передач. Есть и раздатка, причём передний мост можно отключать. Интересно, что демультипликатор нашёл своё место впоследствии на ИЖ Ода. Привод у трансмиссии полный.

-8

• Шасси сделано на базе инновационной для завода торсионной подвеске. Это придаёт автомобилю плавность хода и стабильность даже на неровных покрытиях. А также улучшает прохождение поворотов, дарит ездовой комфорт водителю и пассажирам. Однако на заводе были сторонники установить на заднюю ось более привычную схему с рессорами.

-9

Прототип был готов уже к 1972 году, а Нивы тогда ещё не было. Но она активно проектировалась. Судьба свела эти две перспективные машины на Дмитровском автополигоне. Кроме них, в испытаниях принимали УАЗы и Ленд Роверы. Битва была серьёзная. Но уже с первых же минут руководству стало понятно, что ИЖ-14 в серию не пойдёт.

-10

Нива быстрее разгонялась до первой «сотни», а также имела более высокую максимальную скорость (около 130 км/ч). Также была маневренней и чуточку более проходимой. Интересно, что при этом оба претендента дали фору бывалым УАЗикам по ряду показателей. Даже на бездорожье безрамные машины не ударили в грязь лицом. И это был большой прогресс для всей отрасли.

-11

Автоломбард СПБ: pigluh.ru

ИЖ-14 имеет запоминающийся (пусть и неидеальный) внешний вид. Угловатые обводы кузова позволили сделать салон достаточно просторным для его габаритов. Спереди у двухдверного хэтча круглые фары и фирменная ижевская чёрная фальшрадиаторная решётка. Бамперы уже чёрные, без клыков, что молодит машину. На бортах нет никаких молдингов и других декоративных элементов. Корма имеет поднимающуюся пятую дверь, которая обеспечивает доступ в багажный отсек. Задние фонари небольшие, прямоугольного профиля. Компактность – вот один из козыря ИЖа.

-12

В чём-то экстерьер авто можно спутать с «нивовским». Только вот он более грубый, и уступает своему сопернику. Однако даже спустя десятилетия ИЖ-14 не смотрится, как старая рухлядь. В салоне у него всё просто и функционально. Приборы от Москвича смонтированы под довольно высоким козырьком. Любопытно, что дефлекторы обдува имеют круглую форму, что нехарактерно для советских автомобилей. Передняя панель небольшая, что соответствует моде тех лет. Рычаг КПП высоко торчит из центрального тоннеля.

-13

Сегодня ИЖ-14 – уже история. Хотя в частном музее удалось воссоздать его образ, что уже хорошо.

-14