©, Оля Тихонова, 2022 Рубрикатор
Сегодня (14 октября, пятница) мы не учимся, нас опять «заминировали». Или что-то вроде того. За полтора месяца это происходит уже во второй раз. Первый раз нас вывели прямо с занятий в пятницу 2 сентября и в субботу 3 сентября учиться не пустили. Вместе со всеми однокурсниками я очень надеюсь, что завтра (15 октября, суббота) нас тоже не пустят учиться. Завтра физкультура и контрольная по черчению.
Я устала. И не только от большого объема учебной работы. Мои домашние обязанности никто не отменял: я также готовлю-стираю-убираю, езжу на дачу собирать урожай и готовить землю к будущему сезону, варю варенье, солю капусту, морожу грибы... А ещё 1-2 дня в неделю я работаю на праздниках.
Я оставила за собой функцию приёма заказов, потому что лучше меня этого не сделает никто. И я выезжаю на сложные или важные праздники, а также праздники с большим бюджетом.
Две недели назад, например, мы отработали три массовки для детей Донбасса. Ребят привезли на каникулы в один из лагерей нашей области. (Поскольку прошлый учебный год на Донбассе, в связи с текущими событиями, закончился только в конце августа, летние каникулы перенесли на осень.) Я, конечно, работала на этих массовках сама, потому что это были сложные и важные праздники.
Ну вот... дописала до этого места и брякнул телеграмм, а там:
Физкультура и контрольная по черчению. Значит надо будет до ночи учить циркульные, коробовые и лекальные кривые. Если вы не поняли, что это, поясню: завитки, овалы, овоиды, пологие и крутые своды, эллипсы, параболы, эвольвенты окружности, а также окружность Архимеда. Вот сколько страшных слов я теперь знаю. Осталось запомнить правила и последовательность построения всех этих недоразумений.
Что даётся мне тяжелее всего?
Не учебная нагрузка как таковая, и не дополнительная нагрузка в виде домашних дел и работы. Тяжелее всего для меня — совладать с внутренним критиком. Что бы я не нарисовала — всё мне кажется недостаточно хорошим, откровенно неудачным, провальным... Даже если в процессе мне нравится то, что я делаю (редко, но бывает), то буквально спустя полчаса по окончанию работы я начинаю страдать: «это ужас-ужас». И вот эти бесконечные исправления, переделывания, начинания заново приводят к тому, что конечного продукта (работы на просмотр) нет и долги копятся. По моему мнению, у меня хромает всё — и рисунок, и живопись, и композиция, и цветоведение!
Советы типа: посмотри, у других ещё хуже! — не помогают абсолютно, от слова совсем. Да, те у кого хуже, есть. Но есть и те, у кого лучше.
Что делать с внутренними терзаниями? Я пока не знаю. Но всё это меня очень огорчает и расстраивает до слёз.
ДОЛГО ≠ ХОРОШО
Да, мне много лет и я рисую давно, но это не значит, что я рисую хорошо. Художественное образование имеет специфику. Нельзя просто долго рисовать (много лет) и только на этом основании получить результат. Опыт, знания и многолетняя практика имеют некоторый эффект, но ключевой составляющей успеха является «божий дар» — способности от природы. А если ты не из тех счастливчиков, которых «бог в маковку поцеловал», что тогда?
МНОГО = ХОРОШО
Это другая формула, которая, как утверждает большинство художников, работает. Мой преподаватель в студии часто повторяет: «Сделай раз со сто и будет просто». Вот я и делаю. Пытаюсь преодолеть отсутствие «божьего дара». Пишу бесконечные маленькие этюды, рисую бесконечные горшки в надежде, что количественно-качественный переход всё же произойдёт.
Раз уж выдался свободный день, решила привести в порядок свои рабочие инструменты. Обнаружила семь источенных за полтора месяца карандашей, требующих замены, и вспомнила сказку о «Финисте Ясном соколе», где Настенька «в пути семь железных сапог износила, семь железных хлебов изглодала» ради своего счастья.
Хватит ли у меня сил, чтобы пройти этот путь до конца?
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора. Рубрикатор (перечень всех статей канала, разбитых по темам)