Не всем везёт с коллективом. Некоторые из нас попадали к людям, которые любят распускать сплетни и отпускать неуместные комментарии. Находясь в такой атмосфере, мы быстро перегораем и теряем эффективность.
Зачастую единственным верным решением остается увольнение, но мы расскажем, как выжить и приспособиться к неприятному обществу.
Виды токсиков в офисе
- Сплетник. Постоянно лезет не в свое дело. Обсуждает машину начальника и неудачный образ коллеги. Про вас он тоже говорит неприятные вещи, но только за спиной.
- Комедиант. Не прочь отпустить пару неуместных шуток в адрес коллег. По своей сути безобиден, но вместо улыбки вызывает только стыд и дискомфорт.
- Манипулятор. У этого «друга» многодетная семья, ипотека и кредиты. Поэтому некоторые его задачи лучше выполнить вам. Просит отнестись с пониманием, ведь у него всегда есть «уважительная» причина.
- Лентяй. Всегда готов делегировать пару своих обязанностей коллегам по цеху. Дедлайнов не придерживается и задачи не закрывает, чем подрывает отлаженный рабочий процесс.
- Критик. Важная персона, которая не упустит возможности заметить ваш косяк. Сам он, конечно же, никогда не ошибается и имеет докторскую степень во всех областях. Такой коллега доведет даже самого терпеливого.
Все эти ребята мешают жить простым работягам, которые хотят спокойно работать.
Как бороться с токсичностью?
Держите границы
Обращайте внимание на то, что для вас неприятно. Всегда твердо, но уважительно говорите «нет». Если не хотите говорить на личные темы — прямо заявляйте об этом. Никто не заставит вас что-либо говорить, если вы просто откажетесь.
Уважайте других
Не распространяйте сплетни и не вмешивайтесь в чужую жизнь. Сохраните добрые отношения со всей командой. Поддерживайте коллег и не отказывайте в помощи (в разумных пределах). Помните про золотое правило: поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.
Говорите
Не утаивайте и не копите злобу. Если вам что-то не нравится в поведении токсичных коллег, скажите им об этом лично – спокойно и вежливо, но прямо. Возможно, вы сможете вместе с ними договориться об определенных правилах общения.
Разделяйте работу и дом
Не приносите домой обиды и негатив. Плохому коллеге не место в вашей жизни. Посвятите себя хобби и снимайте стресс, общаясь с близкими. Выключайте уведомления рабочих чатов и не принимайте звонков.
Как противостоять токсичности в вашем коллективе, если вы HR или руководитель
Проводите тесты
Чтобы вовремя выявить нерадивого работника, проводите собрания и тестирования. Опросник Шпалинского и Шелеста, оценка коллектива по методу 360 и другие способы помогут найти того, кто отравляет жизнь всему офису.
Применяйте корпоративную культуру
Пользуйтесь HR инструментами, внедряйте культуру фидбека и общайтесь с работниками. Занимайтесь тимбилдингом и проводите объединяющие мероприятия. Следите за уровнем удовлетворенности работой. Довольные сотрудники не склонны к антисоциальному поведению.
Тщательно отбирайте кадры
На собеседовании выявить токсичного человека почти невозможно. Посмотрите на поведение человека во время испытательного срока. Точно определить «негативщика» можно в конфликтных ситуациях. Следите за подозрительными кандидатами и применяйте меры, если это необходимо.
В заключении
Если коллектив оставляет желать лучшего, постарайтесь изменить это. Поговорите с начальником, HRом и другими работниками. Проведите собрание и решите, что делать с нарушителем порядка.
Но воевать с нездоровой атмосферой одному тяжело. На помощь придёт профессиональный коуч. Кадровое агентство ShortList разберётся в вашей проблеме и поможет найти специалиста, который наладит климат в вашем коллективе.