Найти в Дзене
Littleone

Музей Арктики и Антарктики в Петербурге: какие экспонаты обязательно показать детям?

Оглавление

Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Петербурге — крупнейший в мире из музеев, посвященных полярной тематике. Его фонды насчитывают более 70 тысяч экспонатов. «Литтлван» вместе с методистом научно-просветительского отдела Ольгой Шауро составил небольшой путеводитель по музею: что показать детям в первую очередь.

1. Самолет-амфибия модели Ш-2

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

Один из первых экспонатов музея, которые видят посетители: он расположен прямо над входом. Модель Ш-2 придумал конструктор Вадим Шавров почти 90 лет назад, и это один из первых самолетов, побывавших в Арктике. Самолет деревянный, а крыло у него — из ткани, поэтому он очень легкий. Это позволяет ему приземляться на любые поверхности — лед, снег, воду. На экспонате установлены лыжи, но их можно было поменять на колеса.

Ш-2 использовали для разных целей: он мог доставлять в отдаленные районы почту или вывозить заболевших. Именно на них в 1930–60-е годы изучали Арктику, проводили ледовую разведку. Иногда такой самолет помещался на борту ледокола, и, если нужно было посмотреть, какой впереди лед — толстый или тонкий, он летел вперед, на разведку.

Когда-то Ш-2 было довольно много, а сейчас осталось только два — один в Петербурге, другой в Москве.

2. Глобус

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

Огромный глобус в центральном зале музея демонстрирует географическое устройство Арктики. С его помощью очень удобно показывать, где там что находится: моря, океаны, острова... А если прийти на экскурсию, то глобус даже будет двигаться. При самостоятельном визите эта опция недоступна.

3. Диорама «Птичий базар»

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

На берегах северных морей птицы предпочитают жить именно на базарах — так им удобнее и безопаснее. На скалах есть разные уровни, на которых обитают различные виды: хищные, как правило, повыше, более дружелюбные — пониже.

На огромной диораме в музее показан птичий базар на Новой Земле. Разглядывая ее и соседнюю витрину слева, можно узнать, какие птицы обитают в Арктике, как они высиживают яйца, как устроены птичьи базары.

4. Дрейфующая станция «Северный полюс-1» и другие

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

Дрейфующие станции нужны, чтобы изучать то, что находится в центре Арктики. Там нет земли, только океан, покрытый льдом. До 1970-х исследовать эти места можно было только одним способом — высаживаться на лед и путешествовать вместе с ним.

В музее представлена реконструкция первой арктической дрейфующей станции образца 1937 года: большая палатка, которая стоит как будто на снегу. Внутри — двухъярусная кровать, столики с продуктами и инструментами, научные приборы, человек, одетый в теплую одежду. Рядом — ветряной генератор, с помощью которого добывали электричество.

В музее можно проследить, как развивались дрейфующие станции: кроме первой здесь есть более поздняя модель, образца 1950–60-х годов. Это уже деревянный прочный домик. Он теплый, потому что внутри есть печка. В нем гораздо больше места, и все устроено комфортнее, есть электроприборы и даже телефон. Домик стоит на лыжах — его можно двигать. Зачем? Он находится на льдине, а лед периодически трескается или начинает таять, в этом случае дом легко переместить в более безопасное место. Обратите внимание: дверь открывается только вовнутрь, потому что такой домик могло буквально за несколько часов полностью засыпать снегом. Именно поэтому иногда у них могли быть даже люки в крыше, чтобы вылезать наверх.

Такие домики привозили на ледоколах или самолетах. Их можно сравнить с конструктором: они полностью разборные, в каждом 40 деталей. Его можно было собрать прямо на ледоколе, после чего вертолет переставлял его на лед, или выгрузить разобранным и собрать уже на льдине.

5. Модель коча

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

Коч — древнее судно. На нем в XVI–XVII веках путешествовали по Арктике поморы, жители побережий Белого и Баренцева морей. У него нет аналогов в мире: хотя представители других стран в те времена тоже путешествовали по Арктике, коч был на тот момент самым удобным судном для плавания по ней. В первую очередь, за счет своей формы: он округлый, как половинка грецкого ореха. Если вы идете между двух больших льдин и они начинают сходиться, такое кругленькое судно они вытолкнут наверх. Если же борта у деревянного судна прямые, лед их раздавит, и оно погибнет.

В музее представлена модель коча. А над ним есть кусочек борта реального судна — можно детально рассмотреть, как оно построено, как лежат доски, чем их соединяли.

6. Модель ледореза «Федор Литке»

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

В музее есть модель первого арктического ледокола, но еще интереснее модель другого, гораздо менее известного судна — ледореза.

Когда мы говорим «ледокол», ребенок обычно представляет себе корабль, который, как ножик, врезается в лед и раскалывает его. На самом деле все по-другому: ледоколы заползают на лед и давят его. А вот ледорез как раз действует как ножик. У него очень острый нос, который и разрезает лед.

Ледорез «Федор Литке» — первое в мире судно, которое прошло всю российскую Арктику в направлении с востока на запад за одно лето. А еще эта модель интересна тем, что ее сделали на самом «Федоре Литке» прямо во время плавания. Ей больше 50 лет, и она очень качественная: на ней отлично видны все детали.

7. Биогруппа «Императорские пингвины»

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

В центре зала «Антарктика» — огромная витрина с императорскими пингвинами, самыми большими в мире. Здесь можно поближе на них посмотреть, увидеть, какого они бывают размера, а заодно узнать, как у них появляются дети.

Пингвинята рождаются зимой, хотя зима в Антарктике — самое холодное время года на нашей планете: температура доходит до -60С°. На снегу рядом с пингвинами лежит яйцо. У этих птиц его вынашивает самец. Он кладет яйцо себе на лапы и накрывает специальной складкой внизу живота — наседной сумкой.

Есть здесь и немного подросшие пингвинята. Они сбились в группку. Это не случайно — пингвинята обычно собираются в детские садики, где за ними присматривают пингвины-воспитатели.

8. Штормовой костюм советского антарктического исследователя

Это костюм 1950-х годов — времени, когда СССР только начал изучать Антарктику, и у него появилась первая научная станция в южной полярной области. Тогда люди еще не очень хорошо представляли, как там выживать: советские полярники изучали опыт своих коллег из других стран, своего еще не было. И чтобы защититься от ветра и снега, они придумали такой штормовой костюм.

Он чем-то похож на облачение космонавта. Впрочем, у них действительно общая функция — защита от агрессивной внешней среды. Костюм сшит из прорезиненной материи — перкаля — и покрашен в серебристый цвет, чтобы отражать солнце. В нем не должно было быть никаких отверстий: здесь и молнии нет, потому что даже в самую крошечную дырочку моментально может набиться снег. Надевали такой костюм на другую верхнюю одежду — теплую куртку, штаны.

А на лице у манекена — маска с электроподогревом. Она подогревала воздух вокруг лица, немного облегчая полярнику дыхание. Питалась она от большой батареи, расположенной на груди, под курткой. Правда, такие варианты с электроподогревом не очень прижились, как и сам костюм — уже в начале 1960-х годов его перестали использовать.

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

9. Сани экспедиции Роберта Скотта

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

Роберт Скотт считается одним из первооткрывателей Южного полюса, хотя его экспедиция и закончилась трагедией — на обратном пути он и его товарищи погибли. Копию саней его экспедиции специально для музея сделали в институте им. Роберта Скотта в Великобритании — так что это абсолютно такие же сани, которыми он мог пользоваться. Они огромные — занимают всю стену в высоту — и на их примере можно увидеть, как снаряжали антарктические экспедиции в начале XX века.

10. Модель вездехода «Пингвин»

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

На примере этого экспоната можно проследить, как снаряжали антарктические экспедиции уже в середине XX века. Вездеход с эмблемой пингвина на борту построили в Ленинграде. Он как небольшая квартира на гусеницах: внутри можно спать, есть и ходить без тяжелой верхней одежды — там тепло. На борту есть научные приборы и даже обсерватория — небольшой купол сверху. У вездехода широкие гусеницы: благодаря этому он не проваливается в снег.

«Пингвин» мог брать очень большой запас топлива. По пути его взять негде, а если вы, например, хотите дойти от берега Антарктиды к Южному полюсу, то это переход в несколько тысяч километров, и нужно, чтобы топлива хватило на дорогу туда и обратно.

11. Рог нарвала

  предоставлено музеем
предоставлено музеем

В зале исследования Арктики много разных животных. Есть, например, чучело медведя. Но один из самых интересных экспонатов — рог нарвала в полную величину. Даже два: один побольше, другой поменьше.

Благодаря этому рогу нарвал известен как арктический единорог. В Средние века его рога продавали под видом настоящих единорогов — тогда люди еще верили, что эти существа реальны, и какой-нибудь богатый человек мог привести гостей в свой кабинет и предъявить им «доказательство».

Вообще, рог нарвала — загадка: ученые до сих пор расходятся во мнениях, для чего он нужен. Одна из последних версий: с помощью него нарвалы определяют, сколько соли в воде — так они узнают, в каком направлении больше льда и где более безопасный путь.